Дисграфия: что это такое, причины и как её исправить

Содержание

Если ребенок пишет с ошибками или что такое дисграфия и как с ней бороться

Дисграфия: что это такое, причины и как её исправить

Что такое дисграфия, ее симптомы, способы коррекции и профилактика

Что такое дисграфия

Дисграфией называется частичное расстройство процесса письма, которое связано с тем, что психические функции, которые принимают участие в реализации и контроле письменной речи недостаточно сформированы или разрушены.

Как проявляется дисграфия

Проявляется дисграфия стойкими, типичными и повторяющимися ошибками, которые человек делает при письме. Эти ошибки не исчезают сами по себе, знание правил русского языка не поможет полностью устранить это нарушение, необходимо специальная коррекция.

Как диагностируют дисграфию

Для диагностики дисграфии существует специальная методика, которая предполагает обследование письменной и устной речи, анализ письменных работ.

Как корректируется дисграфия

Для коррекции дисграфии необходимо устранить нарушения, которые возникли при развитии фонематических процессов, а также нарушения звукопроизношения, связной речи, грамматики и неречевых функций.

Причины дисграфии

Дисграфия обнаруживается примерно у трети детей школьного возраста, впервые, как правило, ее наличие определяют во втором классе. Нарушение процесса письма не возникает само по себе, кроме того эта проблема отражается также на:

  • звукопроизношении;
  • лексико-грамматической стороне речи;
  • фонематическом восприятии;
  • связности речи.

Нередко дислексия возникает на фоне дизартрии, дислалии, афазии, алалии, задержке психического развития, родовых травм. Нарушение письменной речи также может возникнуть в результате поражения головного мозга во время беременности и родов.

В целом к причинам появления дисграфии можно отнести множество факторов, которые влияют на ребенка с момента зачатия и на протяжении всей его жизни.

Профилактика дисграфии

Из вышесказанного следует, что профилактикой дисграфии следует заниматься с самого рождения ребенка. В первую очередь малыш всегда должен слышать правильную речь. Взрослые, общаясь с ребенком, должны произносить слова четко, не искажая их.

Кто может помочь ребенку с дисграфией

Коррекцию дисграфии проводит логопед, иными методами преодолеть данное нарушение практически невозможно.

Кто в группе риска

Если ваш ребенок готовится к школе или уже пошел в первый класс, проверьте, не относится ли он к группе риска:

  • у левшей дисграфия развивается намного чаще, чем у правшей;
  • у переученных левшей дисграфия развивается практически всегда;
  • в семьях, где общаются на нескольких язык, риск возникновения дисграфии у детей в разы выше;
  • дисграфия часто возникает у детей, которых слишком рано начали учить грамоте или слишком рано отправили в школу;
  • дисграфия частый спутник нарушений, связанных с вниманием и памятью;
  • если у ребенка есть проблемы со звукопроизношением и он занимается с логопедом, вероятность возникновения дисграфии очень высокая.

Виды дисграфии

В настоящее время выделяется пять основных видов дисграфии:

Артикуляторно-акустическая

Возникает чаще у детей с нарушенным звукопроизношением. Во время письма при таком виде расстройства ребенок фиксирует в письменной речи свои речевые ошибки. При такой форме расстройства логопед в первую очередь занимается исправлением звукопроизношения.

Акустическая

В этом случае при письме ребенок заменяет правильные буквы на те, которые соответствуют близким им звукам. Например, вместо буквы П он может писать букву Б и наоборот. При таком виде расстройства, как правило проблем в звукопроизношении не наблюдается.

Аграмматическая

Эта форма дислексии вызвана недоразвитием грамматического строя речи. При этой форме расстройства учащийся допускает постоянные ошибки, несмотря на то, что прекрасно знает все правила русского языка. Основные признаки данной формы дисграфии начинают проявляться не раньше третьего класса.

Оптическая

Данная форма расстройства вызвана нарушениями в процессе пространственного и зрительного анализа. В этом случае ребенок просто не понимает различия между буквами и их элементами, поэтому не в состоянии писать правильно.

Моторная

Эта форма дисграфии возникает в результате нарушения языкового синтеза и анализа. Является самой частой формой дисграфии.

Выражается она проявлением специфических ошибок: пропуск букв или целых слогов; недописывании букв; переставление слогов и букв в слове; добавление лишних букв; повторение в слове букв или слогов; соединение в одно слово разных слов; написанием приставок раздельно, а предлогов слитно.

Дизорфография – одна из разновидностей дисграфии

Люди, страдающие дизорфографией не в состоянии освоить элементарные правила орфографии, несмотря на то, что могут знать их наизусть. Это нарушение не позволяет определить орфограмм, особенно если они содержат безударные гласные или находятся в окончаниях слов. Также при дизорфографии возникают трудности с овладением правилами синтаксиса и пунктуации.

Что делать, если вы обнаружили у ребенка признаки дисграфии

В первую очередь необходимо обратиться к логопеду. Также следует пройти обследование у лора, окулиста, невролога и психолога.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/shkoladoma/esli-rebenok-pishet-s-oshibkami-ili-chto-takoe-disgrafiia-i-kak-s-nei-borotsia-59e7077857906abf1f8d62a8

Дисграфия

Дисграфия: что это такое, причины и как её исправить

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике.

Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Дисграфия – специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ, принимающих участие в процессе письменной речи.

Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения.

Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

По степени выраженности расстройств процесса письма в отечественной логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии письмо искажается, но продолжает функционировать как средство общения.

Аграфию характеризует первичная неспособность овладеть навыками письма, их полная утрата.

Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

Дисграфия

Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку речевого развития (ЗРР).
  1. Органические причины. К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.
  2. Социально-психологические факторы. Включают двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткую или неправильную речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности.

Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР. К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли головного мозга, нейрохирургические вмешательства.

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения.

В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается.

При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы. Современная классификация выделяет:

I. Специфические нарушения письма:

1. Дисграфии:

  • Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).
  • Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).

2. Дизорфографии:

  • Морфологические дизорфографии.
  • Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической запущенностью, ЗПР, УО и т. д.

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться:

  • смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
  • искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
  • нарушением слитности и раздельности написания слов;
  • аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).

Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет).

В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е.

у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

Акустическая дисграфия

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих – шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат – их компонентами).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Характеризуется нарушением деления слов на слоги, а предложений на слова.

При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия

Отличается множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

Оптическая дисграфия

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы.

Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, – о вербальной оптической дисграфии.

К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв (“л” вместо “м”; “х” вместо “ж” и наоборот), зеркальное написание букв.

Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.

Задачами диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии с элементарным незнанием правил правописания, а также определение ее формы. Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов:

  • проводится изучение и анализ письменных работ;
  • внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка для выяснения возможных причин дисграфии;
  • обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха;
  • исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука;
  • производится оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.

Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку или взрослому с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п. На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.

Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи.

Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.

По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте.

В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysgraphia

Дисграфия – это патология, которую можно корректировать: виды и лечение

Дисграфия: что это такое, причины и как её исправить

В начальной школе многие дети имеют затруднения при грамотном письме.

Следует отметить, что некоторые из них не могут грамотно писать не потому, что испытывают затруднения с грамматикой и пунктуацией, проблема носит более сложный характер, обусловленный несформированной высшей психической деятельностью.

Конечно, ошибки в тексте встречаются практически у всех учеников начальной школы, но лишь у 12-20% учащихся причина кроется в дисграфии. Дисграфия — это серьезное нарушение в психике детей, которое необходимо устранять на раннем этапе.

Дети, страдающие этим расстройством, во время письма совершают серьезные ошибки: путают слова, повторяют одно и то же слово и путают буквы. Данное заболевание не является признаком задержки интеллектуального развития и поддается коррекции.

Признаки дисграфии

На что стоит обратить внимание:

  • Частые фонетические ошибки (слово — сово», медведь — мевет и т.д.);
  • Ошибки в очень простых словах (напр. в слове «как»);
  • Пропуск слогов, неверные окончания и т.д.

Для того чтобы писать грамотно и нормально читать, достаточно обладать средним интеллектом. Однако не стоит раньше времени бить тревогу, если кто-то из учащихся испытывает затруднение во время обучения.

Важно понимать, что дисграфия никаким образом не влияет на умственное развитие. Такой человек адекватно воспринимает устную информацию и способен обучаться. Затруднения возникают именно с визуальной информацией.

Часто можно встретить «отзеркаленные» буквы в тексте, который написал человек, страдающий данным недугом.

Дисграфия и дислексия являются схожими по своей природе недугами, поэтому часто люди страдают от обоих расстройств сразу.

Какие дети попадают в фактор риска:

  • левши;
  • бывшие левши (родители или учителя переучили ребенка на правую руку);
  • дети, начавшие раннее обучение в школе;
  • дети, растущие в мультиязычной семье;
  • дети, страдающие рассеянным вниманием;
  • дети, которые рано начали заниматься с логопедом.

Коррекция дисграфии является прерогативой логопедов. Специалист порекомендует необходимые упражнения и научит правильному подходу к обучению.

Однако нелишним будет обратиться к психологам, так как причиной недуга могли стать: дефицит общения, некорректная или нечеткая речь окружающих, очень раннее начало обучения грамоте и т.д.

В результате появившаяся психологическая травма.

Дисграфия у взрослых

Дисграфия у взрослых встречается не менее часто, чем у детей. Причиной возникновения данного расстройства может стать опухоль, черепно-мозговая травма, менингит, асфиксия, родовые травмы и т.д.

Дисграфия у взрослых проявляется, так же как и у детей: ошибки во время письма, которые человек повторяет из раза в раз, при этом хорошо зная грамматику и орфографию. Часто люди, страдающие данным недугом, путают буквы, которые внешне схожи по написанию (ъ-ь, в-ь, ш-щ, г-р и т.д.)

Советы родителям, чьи дети нуждаются в коррекции речи и письма

Ни в коем случае не ругать детей с недугом и не кричать на них. Такое поведение приведет лишь к усугублению ситуации. Обследуемый должен чувствовать заботу и внимание со стороны родителей.

Вся работа должна проходить в комфортной обстановке.

Следует понимать, что на детей оказывается некий прессинг, который может повлиять на их психику и сформировать психологические барьеры, способные ограничить их дальнейшую жизнь.

Если преподаватель обращается с учениками грубо и постоянно упрекает в ошибках, то дети могут вырасти в аморфных людей, которые будут бросать любое начинание при первой же неудаче или ошибке.

Страдающие дисграфией вовсе не неизлечимы. В 70-80% случаев, если заняться исправлением недуга в дошкольном возрасте, то проблема решится. Следует внимательно относиться к ребенку, в таком случае его проблемы будут видны на раннем этапе, что в разы увеличит вероятность их устранения.

Обращаться за помощью следует только к опытному логопеду. Также необходимо показать ребенка психоневрологу, который сможет выявить вспомогательные отклонения. Не стоит пренебрегать услугами репетитора. Репетитор будет заниматься только одним учеником в удобной для него обстановке, зная особенности своего подопечного и учитывая их во время обучения.

В каждом деле необходима система, для достижения наилучших результатов, лечение дисграфии не исключение. Следует проводить занятия систематически, не нарушая график.
Также обязательно следует определить причины патологии.

Диагностика дисграфии у детей

Диагностика дисграфии подразумевает прохождение обследований у невролога, офтальмолога, отоларинголога и логопеда. Как уже говорилось ранее дисграфия и дислексия имеют схожие характеристики, поэтому помощь квалифицированных специалистов поможет выявить оба расстройства и устранить их.

В первую очередь необходимо точно определить, не является ли неграмотная речь обследуемого следствием патологии, а не банального незнания правил правописания.

Обследование будет проходить в несколько этапов:

  • Вначале будут исследованы письменные работы и проведен их анализ.
  • Далее необходимо послушать устную речь и определить наличие отклонений. Во время исследования ведется наблюдение за жестикуляцией манерой изъясняться, также определяется ведущая рука.
  • Во время всего обследования специалисты исследуют словарный запас, произношение различных звуков, восприятие звуков и слоговую структуру, которую составляет обследуемый во время разговора.
  • После того как исследования речи завершатся, начинается исследование письменной речи. Обследуемый переписывает сначала печатный, рукописный текст, затем выполняет диктант, составляет описания по изображениям, читает слога, слова и тексты.

Когда все процедуры закончены, логопед анализирует результаты и выносит заключение. Дислексия и дисграфия у детей, как правило, ярко выражены и их определение зачастую не составляет особых затруднений у специалиста.

Многим может показаться, что вышеуказанные процедуры можно провести дома, без помощи специалиста, но это абсолютно неверно. Для того чтобы выполнить максимально точное обследование, необходимо обладать опытом и необходимыми знаниями. В противном случае можно совершить ряд ошибок, что приведет к неправильному заключению и неверному пониманию как лечить патологию.

Коррекция дисграфии у детей школьного возраста

Лечить дисграфию необходимо совместными усилиями. Работая вместе с преподавателями, родителями и логопедом, ребенок может избавиться от данного отклонения.

Если ребенок испытывает трудности в разговорной речи, то необходимо обеспечить его систематической практикой. Такой специальный диктант должен отличаться от обычного. Следует четко проговаривать слова, указывать знаки препинания. Перед началом диктанта следует четко прочитать весь текст.

Следует избегать возникновения отрицательных эмоций. В негативной обстановке дети воспринимают любое лечение как что-то навязываемое и подсознательно будут стремиться абстрагироваться.

Не стоит проявлять чрезмерное внимание и крайнюю озабоченность данным отклонением. От повышенного внимания к проблеме, ребенок решит, что с ним что-то не так и начнет воспринимать себя неполноценным, что в корне не соответствует действительности.

Необходимо привить ребенку настроение достижение грандиозной цели. Следует хвалить (в меру) ребенка и поощрять его приятными сюрпризами, чтобы он относился к лечению с особым рвением и был нацелен на достижение отличного результата.

Лечение у логопеда будет происходить по другой системе. Логопеды основывают лечение на специальной азбуке и наборе специфических речевых игр. Упражнение с азбукой сводится к тому, что детям предлагается сложить слово и обозначить его грамматические элементы. Данное упражнение помогает запомнить структуру слов, внешний вид букв и учит правильному произношению.

https://www.youtube.com/watch?v=Lccu3F01R4Y

Далее логопед дает ребенку понимание различий твердых и мягких и глухих звуков. Ребенок повторяет слова и подбирает свои, которые соответствуют требуемым звукам. Вовремя работы идет анализ звуков, букв и слогов из которых состоят слова.

Существует отличное упражнение, которое необязательно проходить вместе с логопедом. Ребенок пишет какой-либо текст (необязательно под диктовку) и проговаривает каждое слово. Очень важно, чтобы ребенок четко произносил слабые доли.

Пример: «сколькО стоИт мОлОко». Ведь в устной речи данная фраза произносится совсем по-другому – «сколька стоет малако».

Слабые доли в данном примере – это звуки, которые при быстрой речи могут изменяться, не влияя на смысл слова. С виду простое упражнение, но при систематическом занятии, оно очень действенно.

Профилактика дисграфии у ребенка

Узнав про дисграфию и поняв, что такое отклонение может отрицательно сказаться на ребенке в будущем, автоматически приводит к выводу, что чем раньше оно будет обнаружено, тем лучше. Желательно определить, есть ли у ребенка данный недуг еще до того, как он приступит к изучению грамоты.

Существует множество упражнений, которые отлично подходят для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста:

  • Определение предмета по контурному изображению.
  • Поиск одинаковых предметов на картинке.
  • Игра в лабиринт. На листке бумаги чертится лабиринт, ребенку необходимо провести ручкой линию через весь лабиринт не касаясь стен.
  • Определить предмет по отдельным деталям.
  • Поиск лишнего предмета на картинки, который не соответствует остальным (например, среди овалов и кружков, лишним будет треугольник или квадрат и наоборот).
  • Соотношение предметов с их силуэтом. Существуют специальные развивающие игрушки, например куб с отверстиями разной формы, в которые необходимо вставить фигурки той же формы, что и отверстия.

Коррекция дисграфии – не самый простой процесс, как для ребенка, так и для родителей. Придется проделать большую работу и проявить все свои сильные стороны, чтобы поддержать ребенка и помочь ему избавиться от недуга. Самые главные специалисты для ребенка – это его родители. Работайте с ребенком, заручитесь поддержкой логопеда и все получится.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/disgrafiya.html

Причины, признаки и методы коррекции дисграфии у взрослых и детей

Дисграфия: что это такое, причины и как её исправить

Речевые расстройства

21.11.2017

4.3 тыс.

2.9 тыс.

6 мин.

Дисграфия – расстройство письма, связанное с перестановкой, пропуском, заменой букв в словах, частей предложения, искажением окончаний. В группе риска находятся школьники младших классов и левши.

У некоторых учеников эта патология сочетается с дислексией – нарушением навыка чтения.

Исправить дисграфию у взрослых и детей можно только при помощи специальных коррекционных занятий с логопедом и педагогом.

У взрослых и детей дисграфия может стать последствием:

  • органических повреждений речевых центров в головном мозге (черепно-мозговые травмы);
  • психических расстройств;
  • операций на головном мозге;
  • инфекционных воспалений оболочек – менингитов, энцефалитов.

У взрослых дисграфия может быть обусловлена инсультами, опухолями головного мозга. У детей развитию патологии способствуют:

  • инфекции матери в пренатальном периоде;
  • асфиксия;
  • гипоксия.

В группу риска попадают дети с задержкой речевого и психического развития, общим недоразвитием речи, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. К сопутствующим причинам можно отнести:

  • двуязычие в семье;
  • социальную и речевую депривацию;
  • перегрузку центральной нервной системы (раннее обучение грамоте);
  • неготовность ребенка к школе;
  • постоянные пропуски занятий;
  • аграмматизмы в речи окружающих ребенка людей;
  • неблагополучную обстановку в семье.

У ребенка также может быть нарушено зрительное и слуховое восприятие, память, пространственная ориентация.

Психолингвисты и логопеды выделяют следующие виды дисграфии:

  1. 1. Акустическая – отсутствие дифференциации в слуховом восприятии звуков, что отражается и на письме заменой, смешением букв, сходных по звучанию.
  2. 2. Оптическая – нарушение в визуальном восприятии графических символов. Патология узнавания, соотношения звука и образа буквы в зрительном представлении. Символы смешиваются при письме. Часто пациенты путают следующие буквы: п-н, у-и, ц-щ; п-и, м-л, ш-и; п-т, б-д, н-к. Наблюдается зеркальное написание (у левшей). В тяжелых случаях ставят отдельные буквы, не соединяя их в слоги и слова.
  3. 3. Моторная – у ребенка возникают трудности в овладении двигательными навыками в написании. Также присутствует несоответствие зрительного образа буквы действиям во время письма.

Выделяют следующие формы дисграфии:

  1. 1. Артикуляторно-акустическая – связана с трудностями артикуляции, звукопроизношения, фонематического восприятия. Ребенок пишет так, как говорит, поэтому первоначально корректируется устная речь, а затем письменная.
  2. 2. Акустическая – связана с заменой букв, сходных по звучанию. Произношение практически не страдает, смешиваются глухие, звонкие, шипящие, свистящие. Также неправильно оформляется твердость, мягкость – “лубит”, “писмо”, “ули”, “Маръя” и т. д.
  3. 3. Нарушение языкового анализа и синтеза – подобная форма дисграфии проявляется в замене и пропуске, повторении, приписывании лишних букв в словах, контаминации, раздельном и слитном написании предлогов и приставок (“пере ходит”, “ненашелся”).
  4. 4. Аграмматическая – нарушается грамматика в предложениях, словосочетаниях (“хороший кошка”, “скромный девочка”). Школьники отлично владеют произношением и написанием слов, но наблюдаются ошибки в склонении и спряжении. Помимо этого присутствуют неточности в окончаниях, расстановке слов и словосочетаний.
  5. 5. Оптическая – проявляется при проблемах со зрительно-пространственной ориентацией. Ребенок не улавливает различий между визуальными образами букв, особенно тех, где присутствуют одинаковые элементы – палочки, овалы.

Наиболее часто у школьников младших классов (2-й, 4-й класс) встречаются аграмматическая форма дисграфии и нарушение письма, связанное с трудностями языкового анализа и синтеза. Могут быть и смешанные варианты расстройства.

У взрослых редко встречаются”чистые” формы дисграфии, состояние письма зависит от тяжести первичного дефекта. Можно наблюдать оптическую разновидность с аграмматизмами, что обусловлено нарушением моторики и зрительно-пространственной ориентации. Пациенты путают буквы, которые схожи по своему написанию: ь-в, ь-ъ, ш-щ, г-р, о-а и т. д.

Пример оптической и аграмматической дисграфии

Нужно обращать внимание на следующие признаки дисграфии у детей и взрослых, которые можно выявить самостоятельно:

  • повторяющиеся ошибки, не связанные с правилами и нормами языка;
  • замена и смешение букв, сходных по написанию и звучанию;
  • ошибки в окончаниях, аграмматизмы;
  • пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;
  • нарушения в слитном и раздельном употреблении слов с предлогами и приставками;
  • едва различимое написание букв;
  • несоблюдение правильной высоты, соскальзывание со строки;
  • разный наклон букв, замена строчных и прописных.

Другими симптомами у детей являются невнимательность, отвлекаемость, гиперактивность, нарушение памяти. В группу риска входят левши, в том числе переученные, те, кто посещал дошкольную логопедическую группу.

У взрослых, перенесших нейрохирургические операции, болезнь головного мозга или инсульт, присутствует рассеянность, несвязная устная речь, ухудшение зрения и слуха.

Диагностику проводит группа специалистов:

  • невролог;
  • невропатолог (при необходимости);
  • окулист;
  • лор;
  • психолог;
  • логопед.

В задачи диагностики нарушения письменной речи входит отграничение дисграфии от незнания норм и правил русского языка, определение формы патологии.

Оценка состояния пациента проходит следующие этапы:

  1. 1. Анализ зрительного и слухового восприятия.
  2. 2. Оценка социально-психологического состояния, центральной нервной системы (ЦНС).
  3. 3. Исследование артикуляционных и речевых навыков.
  4. 4. Анализ письменных работ.
  5. 5. Исследование моторики.
  6. 6. Глубокий анализ устной речи (произношение, словарь, фонематическое восприятие).

Ребенку предлагаются различные практические задания: диктант, описание иллюстраций, списывание текста с исходника, чтение по слогам. В заключении указывается степень дисграфии, вид, соотношение нарушения письма с состоянием устной речи.

Особое внимание уделяется детям с левшеством, врачи не рекомендуют их переучивать, поскольку это приведет к рассогласованности в работе сигнальных систем головного мозга.

У взрослых исследование заключается в изучении письма, особенности почерка, также применяется метод самодиагностики, при котором пациент сам отслеживает ошибки.

Коррекция осуществляется с учетом степени тяжести дефекта, его причины, возраста пациента.

Если наблюдается дисграфия без расстройств ЦНС, зрительного, двигательного, слухового восприятия, в таком случае помогут регулярные занятия с логопедом.

При наличии нарушений чтения (у детей), моторики, центральной нервной системы, соматические заболевания, потребуются медикаменты, физиотерапия, массаж, гимнастика, лечебная физкультура (ЛФК).

Распространенные методы коррекции:

  • упражнения, направленные на сличение, различение букв (оптическая форма);
  • задания на развитие внимания, зрительного, слухового восприятия, памяти, мышления;
  • речевые игры (при нарушении языкового анализа и синтеза );
  • работа с грамматикой;
  • задание на распознавание фонем;
  • автоматизация непроизносимых звуков (“р”, “л”).

Ребенок может посещать логопедические занятия или заниматься дома с родителями. Для взрослых допустимо самостоятельно выполнять письменные упражнения, но под контролем логопеда. Устные занятия с детьми могут проводить родители и специалист. Со взрослыми таким образом работает логопед.

Автоматизация определенных звуков, особенно”р”, успешнее реализуется, если за помощью обратились в раннем возрасте. У взрослых людей они ставятся сложнее, так как восприятие уже запрограммировано под”ошибочный”.

В таблице приведены примеры упражнений для самостоятельной работы:

НазваниеЦельОписание
“Лабиринт”Развитие моторикиРебенку предлагают провести линию без отрыва, при этом двигать нужно только рукой, лист трогать нельзя
“Конструирование”Развитие внимания и оптико-пространственного анализаСкладывание букв из элементов (палочек, овалов, крючков), расшифровка схем, поиск, вставка пропущенных символов
“Сочинение”Улучшение произношенияПоиск предметов на заданный звук, определение места в слове, составление слов на слух, предложений, стихов
“Скажи наоборот”, “Найди целое”Формирование лексико-грамматического строяПоиск слов и словосочетаний с разным значением, отгадывание предмета по частям, решение загадок
“Цепочка”Формирование фонематической системыНазывание слов на последний звук (“автобус – солнце”) или слог (“корова – варенье”)

В раннем возрасте профилактикой дисграфии служит развитие зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики. Родителям нужно с осторожностью отнестись к преждевременному обучению, не стоит торопить ребенка считать и писать, все нагрузки нужно давать дозированно и в виде игр.

Можно предлагать такие задания:

  1. 1. “Что за предмет” – показывают контурные изображения, по которым ребенок должен определить объект.
  2. 2. “Найди похожее” – в иллюстрации просят обнаружить одинаковые предметы.
  3. 3. “Поиск лишнего” – ребенку предлагают показать ненужный объект.
  4. 4. “Что это” – по разбросанным деталям на картинке просят определить, что изображено.
  5. 5. “Доска Сегена” (коробка форм ) – предлагают вставить фигуры в соответствующие отверстия.

У взрослых профилактикой расстройства письма служат корректировка почерка, чтение художественных книг, описание иллюстраций.

Родителям необходимо учитывать, что работа с нарушениями у школьника должна проходить в позитивной обстановке, не нужно кричать на ребенка, если у него что-то не получается. Можно ввести систему поощрений – за каждое правильно выполненное задание давать небольшой подарок.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/speech-disorders/disgrafiya-chto-eto-takoe.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.