Дислексия у младших школьников: коррекция, упражнения и профилактика

Содержание

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников

Дислексия у младших школьников: коррекция, упражнения и профилактика

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников.

1. Работа с мячиком.

Купить резиновый мячик с шипами.

Чтение слов по слогам, при каждом слоге – сжимаем мяч всеми пальцами, следим за безымянным и мизинцем – это очень важно!!! Эти пальцы не развиты!!!

Усложнение – перекладываем с одной руки в другую.

2.Читать слова наоборот.

3. Артикуляционная гимнастика.

а) разминка

– вдох носом, выдох через рот;

– вдох, задержка дыхания, выдох;

– вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умерено:

арка арца

арта арда

арла арча

арса аржа

д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

ж) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

4. Тренировочные упражнения для отработки навыка и техники чтения.

Буксир-1”.

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Буксир-2”

заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Многократное чтение.

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения.

Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха.

Похвалите ребенка.

Чтение в темпе скороговорки.

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо.

Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе.

Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

Бросок – засечка”.

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”.

Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях.

По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”.

Его смысл – в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух.

Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/.

Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение “Спринт”.

Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу – «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.

При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Устройте «Радиоспектакль».

Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой.

Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

* Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);

* Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).

* Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя). Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.

Губы”.

При команде – “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде – “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.

По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.

Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!

Основная цель следующей группы упражнений – совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказывается на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд.

Постепенно глаз получает возможность забегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Перечислим наиболее значимые упражнения этого набора:

1.Исправь ошибки.

Бьётся как рыба о мёд.

Лентяй да шалопай – два родных врата.

Рог до ушей – хоть завязки пришей.

На безрыбье и бак – рыба.

Под лежачий камень мода не течёт.

Купить кита в мешке.

2. Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в этих слогах:

Ли-са-ды-ра-ки-ты

ла-па-ра-но-ша-лун.

3.Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.

ФЫВАИВАНГОР _________

САШАИТЮБЬЛТ _____________

ОНМАКНГТАНЯ _________________

Среди букв спрятались названия зверей. Найди и подчеркни.

ФЫВАПРЕНОТМ

ЯЧСМЕДВЕДЬ

ЭЖДВОРОНАПА

КЕНРОМЫШИ

3.Прочитай слова и найди среди них такие, которые можно читать наоборот.

РЕКА, КАЗАК, СУМКА,

РЮКЗАК, ШАЛАШ, БЕРЁЗА.

4. Вычеркни буквы, которые повторяются дважды. Что написано?

ТЮИГЮФРЖЯДЫШЧМЫКБЭМЗ ВЯЗЛЧАЭЕДСОПКАЖЭБОУШП

Источник: https://kopilkaurokov.ru/logopediya/prochee/uprazhnieniia_dlia_profilaktiki_i_korriektsii_dislieksii_u_mladshikh_shkol_nikov

Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых

Дислексия у младших школьников: коррекция, упражнения и профилактика

В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу.

Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.

Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.

В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.

Нейрораскраски для коррекции дисграфии:

  • Русский алфавит.
  • Английский алфавит.
  • Альбомы с заданиями.

Дислексия –  специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.

Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)

Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.

По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними.

Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи.

Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.

Онлайн-курс для педагогов, родителей и нейропсихологов “Дети с трудностями в обучении”:

  • Мозг. Инструкция по применению. Как воздействовать на мозг.
  • Дислексия, дисграфия. “Тревожные звоночки”, адаптация учебных материалов. Организация обучения (в группе, дома, индивидуально). Простые упражнения.
  • СДВГ: как учить и что делать.
  • Адаптация учебных материалов и организация пространства, времени, выполнения дз.
  • Снятие психо-эмоционального напряжения (простые упражнения).
  • ПМПК и тьюторство.

Пройти курс онлайн можно здесь.

Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта)

Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.

Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

! Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.

Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста

Вариант для детей.

Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.

Картинка к упражнению

ЛЕНА КАТАЕТСЯ.

____  _____ на ________

____ _____ на____ с____.

_____ _____ на___ с ____ ____.

Вариант для взрослых обучающихся.

Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь — специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки — практически сюрреализм.

Например — покосившийся якорь, посреди пустыни.

Пример карточек для игры

Суть игры-упражнения

  • Какие ассоциации приходят в голову?
  • Их нужно сформулировать в одной фразе — и озвучить ее остальным.
  • Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
  • Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.

Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.

  • Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
  • Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.

Игра-упражнение №3.

Вариант для детей.

Игра морской бой (позаимствована у Бобкиной О.Г. – логопед средней общеобразовательной школы №5 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края). Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.

Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.

Речевой материал:

Учитель/родитель:                Учащиеся:

Е-1, Д-7, А-9                   ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН

Е-8, Ж-4                          СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ

В-8                                  ПОРТ

Б-4, К-7                          РЕГ, БЕ = БЕРЕГ

К-5, А-7                          ЯК, МА = МАЯК

З-5, А-1                          ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3                  РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3                       РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3                          СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6,                          БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2                         РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9                          ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

Игровое поле

Вариант для взрослых обучающихся.

Игра “Пожарный Крокодил”. Работаем над развитием наблюдательности, внимательности, навыков  строить логические цепочки.

Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде.

Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты.

Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.

Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь представьте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более или менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц.

Для разминки: рукав, управление, пожар, действие, документ, партнер, парад

Словосочетания: пожарная каланча, материальный ущерб, пожарная команда, эскиз пожара.

Поговорки и пословицы

  1. За битого двух небитых дают
  2. Слезами горю не поможешь
  3. Сон на одном боку — тридцать шесть часов.
  4. Любишь кататься — люби и саночки возить
  5. Один в поле не воин
  6. Клин клином вышибают
  7. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь
  8. Спит, как полковая лошадь.
  9. Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт
  10. Что сгорит, то не сгниет.
  11. Пожарный спит — Родина богатеет.
  12. Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит
  13. Глаза боятся, а руки делают
  14. Метил в пятку, да в нос попал.
  15. Любишь говорить — люби и слушать.

Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер.

Причины трудностей обучения в школе и вузе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированыто есть соответствовать механизмам проблем обучения и поведения в учреждении, выявляемым при комплексном нейропсихологическом обследовании, а также полу, возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.

Почитать:

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.

Для учащихся с дислексией (английский язык):

Книга комиксов.

Книга для чтения: адаптированные тексты на английском языке + специальные задания.

Статьи по теме

Источник: https://www.eduneo.ru/igry-uprazhneniya-dlya-korrekcii-disgrafii-i-disleksii-dlya-detej-i-vzroslyx/

Коррекция дислексии у младших школьников – упражнения и игры

Дислексия у младших школьников: коррекция, упражнения и профилактика

Чтение, правописание, речь – умения человека, в которых, ребенок с дислексией испытывает большое количество трудностей.

Необязательно наличие всех сложностей, они непостоянны, и меняются от человека к человеку из-за унаследованных различий в развитии мозга, или от типа обучения, которое он получает.

Часто мозг развит нормально, но основной упор развития сосредоточен в областях, отличных от языковой.

Эта «разница» остается незамеченной, пока человек не обнаружит сложность при обучении чтению и письму. Цель статьи – предоставить родителям, школьным учителям, воспитателям, базовую информацию о дислексии, развеять мифы и заблуждения, связанные с ней, а также описать несколько методик борьбы с этой болезнью.

Что такое дислексия и ее разновидности

Дислексия является языковой неспособностью к обучению. Дислексия относится к группе симптомов, которые приводят к тому, что люди испытывают дискомфорт с определенными языковыми навыками, особенно с чтением. Дислексия влияет на людей на протяжении жизни; однако ее влияние может меняться на разных этапах жизни человека.

Дислексия встречается у людей любого происхождения и интеллектуального уровня. Они часто одарены в искусстве, информатике, дизайне, спорте.

Виды дислексии:

  1. Фонематическая дислексия
  2. Семантическая дислексия
  3. Аграмматическая дислексия
  4. Мнестическая дислексия
  5. Оптическая дислексия
  6. Тактильная дислексия

Как проявляются симптомы дислексии у младших школьников

Необходимо уметь распознавать признаки симптомов дислексии. Чем раньше у ребенка будут замечены сложности в обучении, тем раньше он или она получит должные инструкции и условия, необходимые для успешного обучения в школе.

Общие проблемы, с которыми сталкиваются люди с дислексией:

  1. Проблемы при изучении речи.
  2. Проблемы при изучении букв и звуков.
  3. Несогласованность письменного и устного языка.
  4. Проблемы в запоминании числительных.
  5. Слишком быстрое чтение, препятствующее пониманию текста.
  6. Невозможность изучения иностранного языка.

Признаки, которые выявляются у учеников младшего возраста

  1. Невозможность запоминания простых последовательностей, например счет до 20, название дней недели или повторение алфавита.
  2. Сложность в поиске рифмы к словам.
  3. Проблемы с распознаванием слов, начинающихся с одного и того же звука.
  4. Сложность с поиском слов.

  5. Трудно вспомнить названия мест и людей.
  6. Трудность запоминания устных указаний.

Но, не у всех учащихся, испытывающих дискомфорт с этими навыками, возникает дислексия. Тщательное тестирование навыков чтения, языка и письма – единственный способ подтвердить диагноз.

Коррекция дислексии

Любая болезнь должна лечиться. Процесс коррекции дислексии нужно начинать сразу, после постановки диагноза. Чем раньше учащийся научится преодолевать сложности, возникшие перед ним сейчас, тем лучше он будет адаптироваться к жизни во время своего взросления.

Ранняя коррекция дислексии, способствует избеганию сложностей, которые возникают у учащегося, начиная со школы. Упражнения, методики, курсы, все это не нужно откладывать в долгий ящик. Помощь ребенку необходима уже сейчас.

На фоне множества техник коррекции, методик и курсов для детей с дислексией, подробнее стоит выделить методики Дэйвиса и Корнева.

Методика Дэйвиса

Рональд Д. Дэйвис утверждал, что люди с дислексией – это мыслители, которые испытывают дезориентацию восприятия времени, зрения, слуха или баланса и координации. Методика Дэйвиса предлагает решение, основанное на двух элементах:

  1. Учащийся должен научиться контролировать дезориентацию.
  2. Учащемуся помогают устранить корневые причины появления дезориентации.

Контроль дезориентации

Самое главное, это обучение ребенка приемам, которые помогут ему понимать, когда он дезориентирован. Потеря ориентации восстанавливается просто, но для этого ученику необходимо принять это положение.

Научить ребенка ориентироваться в таких ситуациях даже проще, чем объяснить опасность огня. При дезориентации, он или она должен научиться использовать мышление, с помощью которого, выбраться из этого состояния. Выглядит, как осмысленный контроль нашего сознания.

За время существования методики Дэйвиса, было создано немало способов для обучения контролю дезориентации. Самым эффективным считается – Davis Orientation Counseling. Пользуясь этой техникой, ученик обучается мысленному переходу из своей позиции, в которой он сейчас оказался, в позицию наблюдателя. Используя переход в целях объекта для концентрации внимания.

Контроль дезориентации необходим для продолжения курса. Если учащийся научиться осознавать себя в пространстве, то впоследствии начнет правильно воспринимать буквы, а затем целые слова.

Одно и то же слово, для учащегося может выглядеть каждый раз по-новому. Победа над дезориентацией помогает ученику прогрессировать в обучении дальше.

Методы, используемые в курсе, очень просты для детей с дислексией. В основе программы стоит воображение, которым ученики пользуются весьма умело.

После прохождения начального этапа, научившийся контролировать, потерю ориентации ученик, делает большой прорыв в обучении, так как дезориентация была его основным препятствием на пути прогресса.

Возможно, все накопленные знания, полученные за годы обучения обычной школьной программой, скапливались в подсознании учащегося. Но получив контроль над собой, знания становятся на место, а скорость обучения возрастает в десятки раз.

К сожалению, убрав из списка проблем дезориентацию, дислексия никуда не пропадет. Ученик решил, промежуточную проблему, а не основную причину. Для избегания повторения симптомов, нужно полностью искоренять основную причину. Нужно ликвидировать факторы, которые вызывают дезориентацию.

Устранение путаницы в письменности – техника глиняного алфавита

Дезориентация часто вызывается отдельными письмами, которые визуально путают с дислексией. Например, ученику может быть трудно, отличить букву «Г» от «Т» из-за их похожей внешности. Либо букву «Ш» от «Щ», из-за письменной и звуковой схожести.

Глиняные буквы

Первым шагом к решению дислексии заключается в создании букв алфавита из глины. Использование глины, объясняется тем, что она является физическим трехмерным объектом и включает в себя творческую составляющую. С помощью литья букв из глины, алфавит уже не является чем-то произвольным, а тем, что сделал ребенок.

Наблюдая за тем, как ученик формирует буквы, и как они реагируют на произнесение названий букв, легко определить буквы, являющиеся «пусковыми механизмами» дезориентации, замешательства и неправильного восприятия, и тут же помочь ученику преодолеть дискомфорт, вызванный этим письмом.

Ученик моделирует два полных алфавита, сначала прописные буквы, затем строчные. По мере освоения каждого набора букв, учащийся запоминает правильную форму, название и последовательность каждой буквы.

Создание алфавита сопровождается аналогичной работой со знаками препинания. При наличии этих знаний, учащийся может использовать важный инструмент обучения, который доступен мыслящему ребенку: способность исследовать значение слов в словаре.

Методика Корнева

Методика Корнева, отличается от работы Дэйвиса, в основном тем, что помогает родителям либо педагогам, выявить дислексию на ранних этапах жизни ребенка.

Исследователь разработал ряд тестов, направленных на определение наличия дислексии у учеников.

Например:

  1. Ученик должен назвать по порядку предметы, расположенные на столе, а затем рассказать, зачем они нужны (солонка, салфетки, тарелки и т.д.).
  2. Повторить несколько жестов руками за взрослым, в правильной последовательности.
  3. Повторить за взрослым ритм или мелодию, простучав кулаком по столу.
  4. Показать, где у ребенка правая или левая рука, повторить с ногами.

Данные тесты, можно проходить не только для определения дислексии, а использовать как тренировку для ребенка.

Исследователь разработал курс для педагогов, занимающихся с детьми с дислексией. Техника включает в себя советы и подсказки, по оптимизации процесса обучения:

  1. Подбор для ученика с дислексией особенного темпа обучения.

Это поможет избежать проблем с освоением материала, на который у учащегося может уйти больше положенного времени. Отсутствие дополнительных образовательных часов, может серьезно отразиться на ученике, вплоть до появления депрессии.

  1. Периодический контроль, полученных навыков.

В процессе прохождения курса, учащийся приобретает навык автоматизации различных операций, например составления словесной связи. Необходимо проводить тестирование обучающегося для закрепления подобной автоматизации или нахождения новых связей.

  1. Один из самых важный советов, внедрение в курс обучения образовательных игр.

Процесс обучения проходит гораздо эффективнее, если ребенок мотивирован играть. Наиболее полезными, считаются игры, которые включают в себя необходимость читать, объяснять, показывать жестами.

Главное помнить, в игре, чтение не должно быть целью, ученик должен читать, чтобы достичь чего-то другого. Это формирует понимание, что чтение не является чем-то недостижимым.

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников

Каждый учащийся уникален, а значит, учится по-разному, поэтому необходимо использовать сильные и слабые стороны ученика. Идеального рецепта не существует, но обычно он требует много практики, рутины, любви и поддержки.

Одно из основных упражнений – чтение. Нужно очень много читать. Есть разные способы поддержать чтение ребенка.

Прослушивание аудио книг позволит родителям читать вместе с учеником.

Поиск любимых книг. У каждого ученика есть книга с его самым любимым героем, будь то рыцарь или добрая фея, повторение данного произведения пойдет ребенку на пользу. Это может быть немного скучно для родителей, но это необходимо для успешного обучения.

Обсуждение истории, которые были прочитаны ребенком и родителем вместе.

Игровые способы коррекции дислексии

Игра 1. Однокоренные слова.

Ученик должен найти группу из однокоренных слов, которые связаны не только одним корнем, но и значением, например:

Знать, знал, познание, знание.

Горе, горевать, горечь, горюет.

Краска, покрасил, накрасил, покраска.

Игра 2. Карточки со словами.
Необходимо нарезать много маленьких карточек. Разместив на каждой букву или простое слово. Слова должны быть универсальными, для создания большого количества различных предложений.

После подготовки карточек, ученику предлагается поиграть в одну из игр.

  1. Ученик переворачивает карточку и произносит звук или слово. 2. Педагог произносит слово, а ученик должен найти его среди карточек на столе.

    3. Педагог произносит слово, а ребенок подбирает к нему рифму из слов на карточках.

  2. Ученик выбирает любую букву, а затем называет предметы, которые он видит, начинающиеся с этой буквы.

    Игра 3. Барабанщик.

Произнося слово по слогам, необходимо вместе с ребенком хлопать в ладоши или бить в барабан. Это поможет с написанием слов, когда они разбиты на части. Нужно найти несколько средних по длине слов, и одно длинное. Например: Колесо, привет, пирожок, понедельник.

Игра 4. Поиск слов.

Ученику называют звук и просят подумать и назвать слова, которые начинаются с этого звука, или имеют его в составе. Педагог может участвовать в состязании с ребенком для увеличения мотивации обучающегося. Можно добавить ограничение по времени.

Профилактика дислексии

Одним из лучших методов профилактики дислексии, как ни странно является общение с ребенком. Помимо этого, следует чаще разговаривать об успеваемости с учителем ребенка.

Необходимо проверить глаза и уши ребенка у специалиста. Определенные нарушения визуального и слухового восприятия могут имитировать дислексию, но должны лечиться по-разному или даже могут быть устранены.

Использование разностороннего подхода к изучению букв и слов. Совместное создание песен и рассказов, поможет в улучшении навыков письма и словесной памяти.

Разделение уроков на этапы. Если ребенок в классе изучает десять иностранных слов в неделю, нужно проверить, может ли он работать только над тремя или пятью словами в неделю.

Прохождения тестов на дислексию. Периодически можно проходить такие тесты с учеником, для наиболее раннего выявления дислексии. Тесты также помогут выявить сильные и слабые стороны ребенка, что впоследствии лишь облегчит обучение.

Источник: https://logoprav.ru/korrekciya-rechi/korrekciya-disleksii-mladshih-shkolnikov

Дислексия у младших школьников: коррекция, упражнения

Дислексия у младших школьников: коррекция, упражнения и профилактика

Дислексия – это психическое заболевание, проявляющееся при обучении ребенка чтению. Оно связано с тем, что нервная система не окончила свое формирование в полной мере.

Расстройство навыков чтения встречается преимущественно у детей, однако ему подвержены и взрослые, если в детстве не было уделено должного внимания лечению заболевания.

Дисграфия и дислексия – тесно связанные понятия в психоневрологии. Первое расстройство связано с ошибками при письме, а второе – с нарушением чтения. От 5 до 15 процентов людей на Земле страдают этими заболеваниями. Подобная проблема есть у знаменитых актеров Орландо Блума, Киану Ривза.

Дислексия у младших школьников не дает повода считать их нездоровыми. Они всего лишь не в состоянии расшифровать входящую информацию.

Причина кроется не во всем мозгу, а лишь в его участке. Важно уметь отличать тревожные симптомы от незнания грамматических правил. При подобных нарушениях ошибки носят стойкий и специфичный характер.

Ученые выяснили, что эти отклонения связаны с нейробиологическими причинами.

У дислексиков область задней части височной извилины левого полушария малоактивна. В структуре мозга наблюдаются отклонения от нормы за счет зон пониженной плотности.

Медики выделяют и другие причины патологии:

  • сверхактивность правого мозгового полушария;
  • ЧМТ;
  • серьезные инфекции;
  • тяжелые беременность и роды (преждевременная отслойка плаценты, нехватка кислорода в утробе);
  • употребление во время беременности наркотиков или алкоголя.

Особую роль играют социальные факторы. Это могут быть недостаток внимания, неблагоприятная обстановка в семье, педагогическая запущенность.

Известно, что подобное расстройство у мужчин и женщин связано со следующими факторами:

  • черепно-мозговая травма в детстве;
  • ДЦП;
  • асоциальный образ жизни.

Расстройство передается на генетическом уровне, поэтому велик шанс того, что у родителей, страдающих дислексией, родится ребенок с унаследованным заболеванием.

Ответив на вопрос: “Дислексия, что это такое?”, – нужно разобраться, когда именно проявляется эта болезнь. В основном она встречается у детей, которые только-только пошли в школу. Из-за болезни детям сложнее воспринимать информацию, которую даёт педагог.

Стоит отметить, что та информация, которую ученик слушает и воспринимает на слух, усваивается им во много раз лучше, чем та, что он берет из своих учебников.

Ребенок может менять слова в тексте местами или воспринимать их как перевёрнутые, кроме того, он может путать цифры и буквы. В связи с этим у учеников низкие оценки в школе, плохая успеваемость в целом.

Они менее активны по сравнению со своими сверстниками.

В медицине существует несколько разновидностей болезни. Их знают врачи, но и родителям их понимание необходимо. Итак, виды дислексии существуют следующие:

  1. Мнестическая дислексия. Отличительная черта данного вида заключается в том, что ребёнок, имеющий данную разновидность болезни, трудно работает с буквами: он не понимает, какой из звуков соответствует конкретной букве.
  2. Аграмматическая дислексия. Этот вид выражается в изменении падежных окончаний, у ребёнка возникают трудности в склонении слова по падежам. Кроме того, он с трудом изменяет слова по родам. Данный вид дислексии чаще всего встречается у детей с системным недоразвитием речи.
  3. Фонематическая дислексия. Эта разновидность болезни выражается в смешивании звуков ребёнком при прослушивании слов, которые ему диктуют. В основном к ним относятся звуки, отличающиеся по одному смыслоразличительному признаку. Помимо этого, ребёнок читает слова по буквам, также он может переставлять слоги и буквы.
  4. Семантическая дислексия. Этот вид проявляется в том, что ребёнок читает текст абсолютно правильно, но понимание его является ошибочным. Слова при прочтении текста воспринимаются абсолютно в изолированном виде, далее это приводит к потере связи с остальными лексемами.
  5. Оптическая дислексия. Этот последний вид дислексии выражается в затруднённом усвоении, а также смешивании похожих графических букв.

Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения, которые проводятся со специалистами, могут помочь ребёнку и его родителям вылечить болезнь любого вида и любой сложности.

Дислексия: способы коррекции

Дислексию очень тяжело заподозрить в раннем возрасте, пока ребенок не начнет учиться читать. Тем не менее, некоторые косвенные признаки должны вызывать у родителей настороженность.

Для того, чтобы в домашних условиях родители могли определить, нуждается ли их ребенок в консультации врача логопеда, рекомендуем пройти своеобразный тест и ответить на следующие вопросы. За каждый утвердительный ответ засчитывайте себе 1 бал.

Итак, тест на определение возможных нарушений.

  1. Ребенок научился говорить поздно, медленно пополняет словарный запас или долго не может вспомнить название какого-либо предмета.
  2. Иногда возникает путаница в порядке расположения букв в слове или целых слогов, это сильнее выражено при пересказе сказок или мультфильмов и меньше в повседневном разговоре.
  3. Проблемы с запоминанием геометрических фигур, ребенок путает названия или затрудняется нарисовать нужную фигуру.
  4. Медленное освоение навыков мелкой моторики (завязывание шнурков, застегивание пуговиц), нарушение координации движений. Часто такие дети путают правую и левую сторону.
  5. Элементарные навыки письма или рисования даются малышу очень тяжело.
  6. Ребенку неудобно держать ручку или карандаш, он старается избегать рисования, не может копировать простые символы (палочки, кружочки) или воспроизводит их с ошибками (путает плюс и минус).

Если вы утвердительно ответили на 2 и более вопросов, найдите время ,чтобы посетить логопеда.

В дальнейшем, по мере того, как ребенок начинает готовиться к школе и осваивать азы умения читать, могут появляться жалобы на головную боль, быструю утомляемость. Такие дети стараются под любым предлогом избежать чтения, не понимают смысла написанных слов, не могут пересказать текст. Иногда дислектик может прищуривать один глаз во время чтения, держать книгу под углом или вверх ногами.

Очень часто такие дети эмоциональны, тревожны, испытывают трудности при общении со сверстниками, могут становиться объектом насмешек в детском коллективе.

Вероятно, многих родителей интересует, с чем же связано возникновение подобного заболевания у детей, считается ли вообще подобное состояние болезненным. В соответствии с принятым в 2015 году определением, Международная ассоциация дислексии считает дислексию нарушением нейрологического происхождения.

Причины подобного нарушения связаны с множеством негативных факторов, воздействующих на ребенка. Сюда относят и генетическую предрасположенность, и особенности эмбрионального развития плода во время беременности и многое другое. Рассмотрим причины дислексии более подробно.

Дислексия может передаваться по наследству, поэтому нередко встречаются случаи проявления ее у близких родственников.

В настоящее время известно несколько генетических мутаций, наличие которых существенно увеличивает вероятность развития дислексии: DYX1C1, KIAA0319, DCDC2.

Близнецовые исследования также подтверждают высокий уровень наследуемости данной патологии (среди однояйцевых близнецов она встречается значительно чаще, чем среди разнояйцевых).

Формирование дислексии может быть связано с минимальной мозговой дисфункцией, которое возникает из-за кислородного голодания головного мозга плода во время беременности или при родах.

Причины недостатка кислорода во внутриутробном периоде:

  • анемия тяжелой степени у матери во время беременности
  • пороки сердца
  • фетоплацентарная недостаточность
  • предждевременная отслойка плаценты
  • аномалии развития пуповины
  • инфекционные заболевания (корь, грипп, краснуха и т.д.)
  • алкогольная интоксикация

У детей, больных дислексией, нарушена функция височной доли левой половины головного мозга (задняя часть левой средней височной извилины). Часто встречается ассиметрия коры полушарий, левое полушарие развито недостаточно (поэтому иногда дислексию связывают с латентной склонностью ребенка к тому, чтобы быть левшой).

Еще одна теория связывает дислексию с патологией мозолистого тела – это структура, которая обеспечивает функциональную связь полушарий между собой. Эти данные получены с помощью нейровизуализационных методик (КТ, МРТ, ПЭТ).

Безусловно, нельзя игнорировать значение социальных факторов в формировании дислексии. К этим причинам относятся дефицит общения ребенка с родителями, неблагоприятный психологический климат в семье, мало внимания, которое уделялось развитию и воспитанию дошкольника.

Крайне важно начать коррекцию дислексии в возрасте до 10 лет. Лечением дислексии занимается логопед либо узкий специалист по дислексии. В зависимости от вида дислексии, существуют различные подходы к ее лечению.

Оптическая дислексия может являться следствием нарушения бинокулярного зрения (способность смотреть на предмет двумя глазами). В этом случае необходима консультация офтальмолога и специальные упражнения для глазных мышц.

Если у ребенка имеются признаки развития оптической дислексии, ограничьте его пребывание за компьютером. Нарушение остроты зрения может быть сопутствующим заболеванием вашего малыша.

Да и для других детей допустимое время игр в компьютерные игры должно строго регламентироваться. 30 минут в день или 2 часа в выходные.

Злоупотребление компьютерными гаджетами ведет к тому, что ребенок рискует пойти в школу близоруким.

Фонематическая дислексия корректируется с помощью мультисенсорной методики интегрального обучения. Однако не всегда удается достичь успешного результата.Очень важно учить ребенка ориентироваться в пространстве, отличать правую и левую стороны, развивать память, особенно визуальную, внимание, мелкую моторику, объяснять грамматические правила русского языка.

https://www.youtube.com/watch?v=Lccu3F01R4Y

Наиболее трудно поддается коррекции механическое чтение (семантическая форма дислексии). Самой перспективной при этом типе дислексии является методика Дейвиса.

Она основывается на концепции «ориентации», или способности ребенка освоить механизм переключения сознания таким образом, чтобы он смог воспринимать окружающий мир и его символы правильно.

Эта методика позволяет воспринять слова и символы и воссоздать их образы без искажения.

Если вы заподозрили, что у ребенка есть какая-либо форма дислексии, или он попадает в группу риска, то следующий перечень развивающих заданий и упражнений – для вас. Да и с целью всестороннего развития своего малыша, с целью развивать у него логическое и абстрактное мышление, эти упражнения тоже можно использовать.

  • Ребусы, кроссворды, загадки. Эти упражнения помогают развивать образность мышления, обогащают словарный запас, формируют ассоциативные связи в головном мозге.
  • Упражнение «лодочка-замочек». Этот прием эффективен, если ребенок не складывает буквы в слоги. Сочетание согласный и гласный звук обозначается лодочкой и произносится плавно (ма-ши-на), а сочетание двух согласных – замочком (страх, мышка) и произносится отрывисто.
  • Игра «Вторая половинка». Ребенок должен угадать окончание слова, увидев его первую половину, например мороже(ное), чело(век), теле(фон).
  • Пропущенные буквы. Например, при написании слова «чемодан» пропускают 2 или 3 буквы, ребенок должен узнать слово и произнести его. Например, л_ебе_ь; к_рус_ль.

При посещении занятий с логопедом, специалист будет направлять ребенка и подбирать более подходящие для имеющейся формы заболевания способы ее коррекции.

Дислексия – это заболевание, которое может быть полностью излечено при своевременном обращении к специалистам (до 10-летнего возраста), адекватном и тщательном соблюдении всех необходимых условий. Каждый подвид патологии можно лечить специальными упражнениями в соответствии с проявлением свойственных ему симптомов, медленно и трудно, однако улучшение будет в любом случае.

Современная медицина предлагает несколько методик, помогающих решить проблему дислексии у малыша:

  1. Аграмматическая разновидность дислексии требует коррекционной работы по усвоению закономерностей языка, регулирующих правильность построения слов, предложений. Специалист предлагает ребенку составлять простые предложения, в которых слова правильно согласованы по падежу, числу и имеют соответствующие окончания, постепенно усложняя задачу.
  2. Мнестическая форма нуждается в развитии слухоречевой и речезрительной памяти. Упражнения на корректировку патологии представляют собой произнесение звуков и представление ребенку предметов или видео явно напоминающих букву, соответствующую этому звуку. Мнестическая дислексия легче других форм поддается исправлению.
  3. Фонематическая форма дислексии предполагает корректировку звукопроизношения и формирование понятия о звукобуквенном составе слова. Логопед проводит артикуляционные упражнения, а затем начинает работу над сопоставлением разных звуков при прослушивании и произношении.
  4. Семантический вид дислексии требует коррекции понимания школьником грамматических правил, увеличения словаря и развития слогового синтеза. Эффективно помогает корректировать патологию у младших школьников метод Рональда Дейвиса, состоящий из заданий на создание мысленных образов, переключение, упражнения на разряжение воображения, нахождение точки ориентации, определение себя в пространстве, освоение простых символов и их сопоставление со словами.
  5. Оптическая разновидность дислексии корректируется работой над зрительно-пространственным представлением и анализом зрительного восприятия знаков, букв и цифр. Ребенку предлагается игра, в ходе которой он прорабатывает зрительный образ буквы (ищет ее, дорисовывает недостающие части, лепит из пластилина, выделяет внутри слова, составляет из подручных предметов). Дополнительно необходимо ограничить пребывание ребенка за компьютером.
  6. Тактильный вид дислексии предполагает разбор схем и развитие представления с опорой на тактильные ощущения.

Источник: https://nevrolog-info.ru/disleksiya-mladshikh-shkolnikov-korrektsiya-uprazhneniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.