Семантическая дислексия: причины, симптомы и методы лечения

Содержание

Коррекционная работа при семантической дислексии

Семантическая дислексия: причины, симптомы и методы лечения

Дислексия (от греч. «дис» ― нарушение и «лексис» — речь) — это обобщенное название группы неврологических патологий, обуславливающих проблемы с письменной речью (чтение, письмо, понимание печатных текстов и т. п.) на фоне сохранности остальных умственных способностей.

Термин «дислексия» был введен немецким офтальмологом Р. Берлином для обозначения нарушений чтения и письма у его маленького пациента.

В западной традиции сложности, возникающие у ребенка при освоении сложных умственно-моторных навыков, коими являются чтение, счет, письмо, относятся все одновременно к группе дислексий (оптическая, аграмматическая дислексия).

В отечественной науке принято различать патологии по их направленности и выраженности тех или иных симптомов:

  1. Нарушения чтения — собственно дислексия.
  2. Нарушения письма — дисграфия.
  3. Нарушения грамотности письма и речи — дисорфография.
  4. Нарушения счета — дискалькулия.

Нарушения в освоении указанных навыков редко бывают изолированными: чаще наблюдаются сочетанные симптомы в составе ЗПР и ОНР, которые нуждаются в комплексной коррекции.

Дислексия является заболеванием, которое, при отсутствии своевременного лечения, приводит к невозможности обучаться, поэтому его выявление на ранних стадиях крайне важно для будущей учебной деятельности ребенка.

Особенности семантической дислексии

Семантическая дислексия относится к группе нарушений чтения и является одной из разновидностей речевых патологий. Следствием этого является невозможность слитно прочитать слово/текст и понять смысл изложенного на бумаге (греч. «семантис» — обозначение). Чтение носит механический характер и не сопровождается осмыслением.

Основными проявлениями семантической дислексии являются:

  • Неспособность к слитному прочтению слов, слоговое чтение.
  • Угадывание слов при прочтении.
  • Неспособность понять прочитанное.
  • Сложности в пересказе прочитанного.

Помимо диагностических симптомов, для детей-дислексиков характерна нервно-психическая неустойчивость, повышенная возбудимость, неуклюжесть, выраженная эмоциональность и раздражительность.

Причины семантической дислексии

В настоящее время большинство специалистов-дефектологов и неврологов склоняются к тому, что причины патологии следует искать в нейробиологических нарушениях.

У детей, страдающих дислексией фонематической или оптической, ряд отделов головного мозга отличается меньшей функциональной активностью, чем у здоровых детей.

Это связано, прежде всего, с асимметрией ГМ и неполноценным взаимодействием полушарий друг с другом.

Преобладающее развитие одной половины мозга характерно и для здоровых людей (так называемые правополушарные и левополушарные типы), однако у них головной мозг функционирует, как единое целое, и решение комплексных задач не вызывает трудностей.

У детей-дислексиков межполушарное взаимодействие нарушено, из-за чего такая синтетическая деятельность, как чтение или письмо, становится для них сложным вызовом. Поэтому преодоление и коррекция заболевания немыслимы без построения полноценных нейронных связей между структурами ГМ.

Помимо нейробиологических, одними из причин семантической дислексии могут быть различные травмы и поражения структур головного мозга: нарушения внутриутробного развития, родовые и ранние травмы, инфекционные заболевания.

Стоит, однако, заметить, что в данном случае перечисляются лишь факторы, которые, в конечном счете, приводят к тем же нейронным повреждениям, которые уже и обуславливают развитие и прогрессирование заболевания.

Генетические исследования заболевания указывают также и на наследственные факторы, играющие роль в его появлении. Показатель наследования дислексии достигает 70 %, особенно у мальчиков.

В отечественной науке в качестве причин дислексии называются также и социально-педагогические факторы: педагогическая запущенность, синдром госпитализма, психологические травмы в раннем детстве и пр.

Диагностика дислексии

Поскольку заболевание связано с определенной деятельностью (чтение), многие родители долгое время и не догадываются о его существовании. Это один из доводов в пользу того, чтобы начать обучать детей чтению уже в возрасте 3-4 лет, а не ждать до школы и не надеяться на опытных и знающих педагогов.

Если заболевание диагностировать перед самим школьным обучением, на благополучном и полноценном будущем ребенка можно поставить крест: он не сможет легко и безболезненно влиться в учебную ситуацию, будет испытывать постоянные затруднения в понимании учебного материала. А вслед за учебными трудностями придут и вторичные психологические нарушения в виде сниженной самооценки, сложностей в общении со сверстниками и т. п. Поэтому так важно выявить дефект как можно раньше и своевременно начать его коррекцию.

Диагностику дислексии проводит врач-невропатолог и дефектолог. Если ребенок с рождения отличается повышенной возбудимостью, нарушениями внимания, излишней чувствительностью, лучше не медлить с постановкой на диспансерный учет к врачу-невропатологу, который, при постоянном наблюдении, сможет своевременно заметить симптомы заболевания и направить на коррекцию.

При обследовании на предмет постановки диагноза может назначаться электроэнцефалограмма или компьютерная томография с целью определить уровень психической активности и выявить пораженные участки ГМ.

Поскольку дислексия часто наблюдается у детей с нарушениями речи, обязательна консультация логопеда или дефектолога. Он проводит тестологическое обследование и выявляет:

  1. Способность ребенка к воспроизведению речи.
  2. Уровень сформированности навыков чтения и его особенности.
  3. Уровень развития слуха.
  4. Особенности памяти и внимания.

Обследование следует проводить в игровой форме, благоприятной и спокойной обстановке. Если время тестирования не совпадает с режимом ребенка (в это время он обычно спит или ест), важно заблаговременно (не менее пары недель до тестирования) перестроить распорядок дня, чтобы ребенок чувствовал себя на обследовании комфортно, был выспавшимся и сытым.

На основании данных тестирования и медицинских заключений делается вывод о том, присутствует ли у ребенка заболевание и в какой степени коррекции и терапии он нуждается.

Важно отличать дислексию от сходных состояний: СДВГ, педагогическая запущенность, ЗПР. Только комплексное и квалифицированное обследование позволяет поставить правильный диагноз. Не стоит бояться дислексии: это не умственная отсталость, это некритичный дефект, который с успехом поддается терапии.

Коррекция и профилактика семантической дислексии

Коррекционная работа при семантической дислексии является важнейшим условием скорого избавления от дефекта. Заниматься следует с логопедом или детским психологом.

Поскольку основными трудностями для ребенка являются слитное прочтение слов и понимание смысла текста, обучение и коррекционные упражнения должны быть направлены на формирование соответствующих навыков.

Хорошими в этом отношении являются:

  • задания на слитное произнесение слов, продиктованных по слогам;
  • составление слов из слогов;
  • нахождение картинки по услышанному слову, предложению или небольшому тексту;
  • задания на составление картинок в порядке повествования прослушанной сказки и т. п.
  • ответы на вопросы о прочитанном;
  • задания на нахождение предложения в тексте, которому соответствуют картинки;
  • и многие другие.

Вопрос о профилактике дислексии следует решать, исходя из причин, ее вызывающих. Во избежание инфекций и травм важно проводить своевременную вакцинацию от кори, паротита, менингита, энцефалита и пр.

, следить за физической безопасностью ребенка. Полноценное питание, правильный распорядок дня и обучающие занятия с родителями обеспечат ребенку полноценную среду для его физического и умственного развития.

В заключение

Таким образом, семантическая дислексия — это нарушение речевой деятельности, проявляющееся в сложности прочтения и осмысления текста. Дислексия — это не диагноз «отставание в развитии», т. к.

на уровне социальных навыков и двигательно-моторных функций ребенок является здоровым.

В остальных сферах он может проявлять себя, как все обычные дети, и демонстрировать способности в различных видах неучебной деятельности: танцах, рисовании, конструировании и пр.

При своевременном обращении к специалисту дислексия с успехом может быть скорректирована.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/semanticheskaya-disleksiya.html

Дислексия у взрослых – проблемы речи требуют лечения

Семантическая дислексия: причины, симптомы и методы лечения

Причины недостатков грамотности у взрослых могут быть разнообразны: влияет обстановка внутри семьи, наследственность, а также специфика программы обучения. Но учеными было высказано предположение, что существенным фактором является дислексия у взрослых.

Вопреки распространенному заблуждению, это расстройство относится не только к уровню грамотности, хотя эти недостатки часто выступают наиболее заметным признаком.

Дислексия влияет на то, как информация обрабатывается, хранится и извлекается, насколько совершенна память, какова скорость обработки, восприятия времени, организации и последовательности.

Причины развития

Заболевание передается генетически, поэтому если один или оба родителя страдают им, шансы унаследовать эту проблему со здоровьем резко возрастают. Точная причина дислексии остается неизвестной.

Это расстройство сохраняется на протяжении всей жизни, а тяжесть его может варьироваться. В числе предрасполагающих факторов исследователи в области психических расстройств выделяют:

  1. Причины, связанные с внутриутробным пребыванием. Рассматривается негативное воздействие патологических явлений, возникающих в процессе родов: асфиксии плода, преждевременной отслойки плаценты, пороков развития пуповины. Каждое из этих состояний может нанести вред состоянию головного мозга на момент пребывания ребенка в утробе.
  2. Перенесенные черепно-мозговые травмы.
  3. Вылеченные инфекционные поражения ткани головного мозга (энцефалит).
  4. ДЦП.
  5. Асоциальный образ жизни.

Губительное воздействие каждого из этих факторов выводит из строя основные механизмы, благодаря которым происходит реализация процесса чтения – это сочетание речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов.

Наблюдения в сфере психолингвистики позволяют определить, что у людей с дислексией нарушена последовательность этапов визуального восприятия, распознавания букв, умение скомбинировать их в слово. Страдает и способность осознания прочитанного материала.

Разновидности дислексии

Изучив основные проявления и особенности происхождения данного расстройства, была выделена классификация дислексии. Учитывая нарушения механизмов, существуют такие виды расстройства способности и качества чтения:

  1. Фонематическая дислексия – вызвана недоразвитием фонематического восприятия, способности анализировать, синтезировать.
  2. Семантическая дислексия – когда у человека не сформирован слоговый синтез, скудный словарный запас, происходит непонимание синтаксической связи структуры предложения.
  3. Аграмматическая дислексия – спровоцированная недостаточным развитием грамматического речевого строя.
  4. Мнестическая дислексия – вызвана нарушением речевой памяти, затруднение отмечается на этапе соотнесения букв и звуков.
  5. Фонематическая дислексия – возникает вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  6. Оптическая дислексия – происходит в результате недостаточной сформированности визуально — пространственных представлений.
  7. Тактильная дислексия слабовидящих людей – обусловлена нечеткостью тактильного восприятия.

Каковы общие проявления этого расстройства?

Общие характеристики среди людей с дислексией – трудности с правописанием, манипулированием звуковыми сигналами и / или возможностью быстрой визуально-словесной обработки запросов.

Пребывание на работе для больных дислексией может быть сложным процессом, но при активной поддержке и выполнении систематических лечебных стратегий, можно уменьшить его тяжесть, а в некоторых случаях – даже преодолеть.

Дислексия у взрослых считается расстройством, часто связанным с когнитивной слабостью, особенно в области слуховой обработки.

Неудовлетворительные слуховые навыки обработки полученной информации препятствует способности мозга распознавать разницу между звуками, их сочетаниями; связывать буквы воедино, обучаться чтению (этот процесс является самым сложным).

Традиционные стили преподавания и стандартная учебная программа не воспринимается такими людьми.

Помимо практически полного отсутствия способности к обучению грамоте и счету, выделены многие общие индикаторы наличия дислексии у взрослых людей.

Они включают хорошие навыки межличностного общения, распознавание чужих эмоций.

Взрослые дислексики часто имеют поведенческие симптомы, такие как тревожность, из-за проблем, обусловленных их собственным состоянием.

Это выясняется в групповой беседе, где людям с данной проблемой трудно выражать свои мысли и делают это они только короткими предложениями между длинных пауз. Другие показатели включают общее смятение и стресс.

По мере того как состояние сохраняется на протяжении всей жизни, ранняя диагностика и лечение является эффективным в вопросе снижения степени проявления проблем, связанных с пребыванием в повседневной жизни.

Многие симптомы трудно распознать, поскольку повзрослев, люди стараются избегать областей, которые являются проблематичными для них. Тем не менее, некоторые проявления остаются очевидными.

Они включают в себя:

  • Трудности запоминания слов и предложений. Даже будучи осведомленными в других сферах, взрослые с таким нарушением имеют плохую память.
  • Медлительность при чтении предложений, чтение по слогам, с большими паузами в промежутках.
  • Сложности запоминания имен.
  • Взрослый человек, больной дислексией, лишен возможности понимать прочитанный материал, что становится причиной появления многих проблем в работе и повседневной жизни.
  • Люди с таким нарушением обычно предпочитают носить цифровые часы.
  • Имеют трудности в изложении собственных мыслей словами.
  • Они стараются избегать чтения и письма, насколько это возможно.
  • Забывают, откуда пришли. Это приводит к сложности, особенно, когда предстоит маршрут в незнакомом направлении. Иногда такие люди даже забывают часто посещаемые места.

Самой распространенной формой является мнестическая дислексия, которую легко дифференцировать у пациента, наблюдая выраженное нарушение ассоциативной связи зрительной формой буквы с произносительным, акустическим образом таковой. Запоминая, он смешивает, а затем заменяет их при чтении.

Подробная симптоматика состояния

Дислексия может проявляться в самых разных формах. Трудности способны возникать как по отдельности, так и комплексно. Существует целый ряд признаков дислексии, наблюдение которых позволяет идентифицировать состояние пациента.

Обращают на себя внимание симптомы, связанные с чтением и письмом, умение считать и математика в целом, организация и хронометраж, чувство направления, поведенческий фактор личности.

Визуальные проявления:

  • По сравнению со здоровыми людьми, люди, имеющие те или иные виды дислексии, иногда могут видеть вещи иначе.
  • Могут воспринимать слово до тех пор, пока оно написано перед ними, но как только его удаляют, оно полностью стирается из их памяти, как будто они никогда не видели его.
  • Могут быть в состоянии прочитать слова на одной строке, но когда дело доходит до следующей, они не имеют понятия, как воспринять информацию и воспроизвести увиденные слова.
  • Испытывают сложности распознавания различных сочетаний букв, которые дают тот же звук.

Слуховые проявления:

  • У некоторых дислексиков возникают трудности в различии между звуками.
  • Они могут быть не способны сочетать буквы в звуки.
  • Произношение может быть проблемой.
  • Слова искажаются, т.е. воспринимаются верно, но при воспроизведении вслух изменяются.

Письменные проявления:

  • Ошибки могут быть сделаны только на одной части написанного текста – слева или справа
  • При написании путают слова «был» и «пила», «на» и «нет».
  • Страдающим дислексией трудно конкретизировать «где», «как», «когда» и т.д.

Кратковременная память: человек может испытывать большие трудности, вспоминая краткий перечень тех или иных алгоритмов, их последовательность и особенности содержания. Проблемы возникают и с обучением новому материалу, трудно даются длинные арифметические вычисления.

Симптоматика дислексии вопроса ориентированности состоит в том, что людям с данной проблемой здоровья непросто отличить вверх и вниз, лево и право. Последовательность действий нарушена: таким людям сложно начать читать с середины текста: вспоминать дни, недели и месяцы, года.

Диагностика

Взрослый, имеющий такое неприятное состояние, как дислексия, может даже не подозревать о своей патологии, испытывая крайний дискомфорт от пребывания внутри социума. Посетив квалифицированного специалиста и убедившись относительно своего диагноза, можно будет спланировать программу коррекции, затем приступив к ее реализации.

Суть диагностики, которую проводит логопед, заключается в следующем: врач определяет, насколько в принципе сформирована устная речь пациента, каков анамнез его жизни и развития, определяет состояние артикуляционного аппарата, уточняет, какой была успеваемость на момент обучения.

Если речь идет о совокупности признаков, отсутствует четко выраженное понимание, к какому типу относится конкретный пациент, в этом вопросе поможет специальная таблица, с которой работают врачи при осмотре пациента.

Этот метод основан на том, что человек должен составить слова на время из частотных и малочастотных букв, находящихся в специальных матрицах. Каждая матрица разделяется по сложности перемешки частотных букв с малочастотными. Проанализировав результаты, специалист гораздо точнее может поставить диагноз типа дислексии.

  Данные этого исследования в совокупности с полномасштабной консультацией невролога позволит в дальнейшем пройти курс коррекции патологии.

Как преодолеть эту проблему?

Если заболевание наблюдается у человека с раннего детства, следует осознавать, что четко выраженное лечение дислексии отсутствует как таковое.

В то время как нет определенного медикаментозного препарата, применение которого обеспечило бы профилактику данного состояния у лиц, наиболее предрасположенных к этому недугу, коррекция может осуществляться с помощью специализированных образовательных инструментов и ресурсов.

Важно после установки диагноза, получить профессиональную помощь и использовать новейшие инструменты, чтобы развивать свои навыки.

Если диагностика и лечение получено в детстве, уже взрослому человеку будет проще справиться с ситуативными проблемами.

Использование компьютера в последнее время облегчает пребывание в социуме людей с особенными потребностями. Этот альтернативный метод помогает использовать свой потенциал в жизни.

Изучая стратегии, как лечить дислексию медикаментозными препаратами, учеными выделена важность роли витаминотерапии, поэтому пациентам с такой патологией рекомендуют принимать омега-3 жирные кислоты, чтобы содержать в тонусе жизненно важные функции мозга. Несмотря на то, что эти вещества не обладают ярко выраженным целебным свойством, их назначают наряду с витаминами группы B для стабилизации нервной системы, ведь тревожность – неизменное явление, сопровождающее дислексию.

Социальная адаптация взрослых дислектиков

Дислектики лучше работают с небольшими объемами информации, поскольку излишек материала потенциально перегружает особенного обучаемого.
В качестве альтернативного подхода к преподаванию рассматриваются программы грамотности взрослых дислектиков.

Учеными предлагается использование мультисенсорной стратегий для подключения и запоминания информации, поскольку люди с таким нарушением страдают проблемами с подключением к информации, визуализацией, воссозданием слухового образа. Также может возникнуть необходимость включать прикосновение и движение в этом процессе. Например, использовать свои пальцы, чтобы проследить номер телефона на столе, вместо того, чтобы просто повторять его.

В современном обществе доступной является и технологическая помощь: она заключается в использовании специальных систем, таких как GPS, диктофонов, программного обеспечения, позволяющего преобразовывать текст в речь или совершать ручную проверку правописания. Все это помогает сделать пребывание особенных людей в повседневной среде менее сложным.

Цветовое кодирование также признано достаточно полезной стратегией, помогающей выделить и упорядочить важную информацию.

К нестандартным подходам снижения степени проявления дислексии относится методика Рональда Д.

Дейвиса – ее суть заключается в осознанном придании печатным словам и символам мысленного образа, что помогает устранить пробелы восприятия.

Однако такой способ лечения менее применяем, по сравнению со своими общепризнанными, более эффективными аналогами, при которых акцент делается на исправлении речевого синтеза, устранении искажения произношения слов, предложений.

Независимо от формы дислексии, взрослому человеку необходимо пройти полноценное обследование, получив консультации опытного логопеда.

Если взрослому поставлен диагноз дислексии, это не означает, что он менее разумен или лишен возможности совершенствоваться, получить образование.

Истории известно множество выдающихся личностей, которые страдали указанным расстройством, но этот факт не помешал им достичь больших успехов, реализовав себя в полной мере.

Исследователи установили нюанс, что эти люди обладают высоким уровнем IQ и нашли свое предназначение в творчестве. Среди них: Стивен Спилберг, Ван Гог, Моцарт, Эйнштейн.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/disleksiya-u-vzroslyh.html

Дислексия семантическая: причины, как проявляется и лечится

Семантическая дислексия: причины, симптомы и методы лечения

Дислексия семантическая – это неврологическая патология, характеризующаяся нарушением чтения. Такой недуг обусловлен дезорганизацией высших корковых функций головного мозга и их развития. Расстройство сопровождается типичными ошибками при чтении, которые совершаются детьми и взрослыми.

Чтение – это сложный умственный процесс, в котором участвуют несколько отделов коры мозга: височная область, зрительный и речедвигательный центры. Чтение не является одномоментным актом: процесс активизирует цепочку взаимосвязанных действий в коре.

Схематически это выглядит так: зрительный путь передает информацию о наборе пока еще непонятных символов к зрительному центру. Там происходит анализ: изображение превращается в буквы.

После чего информация сопоставляется со слуховой корой, где происходит анализ более высокого уровня. В конце, синтезированные данные из областей отправляются к лобному центру, где формируется понятие букв и их значение.

Возникает мыслительный процесс: полученная информация приобретает смысл – отдельные буквы превращаются в целостные предложения.

Суть заболевания состоит в нарушении работы либо отдельных центров, либо их взаимосвязи: при выпадении одного звена из цепочки и нарушается процесс чтения.

Причины

Единого фактора, могущего вызвать нарушение чтения, не существует. Однако причины семантической дислексии чаще имеют органическую природу.

  1. Наследственная предрасположенность: люди с правым полушарием более склоны к недугу.
  2. Воздействие биологических факторов. Они вызывают органическое поражение ткани головного мозга. Например, при тяжелых родах плод может страдать недостатком кислорода. Также к этим факторам относятся: врожденные дефекты сердца, желтуха у новорожденных, заболевания крови. Инфекции: краснуха, корь, грипп при тяжелом течении.
  3. Черепно-мозговые травмы, повреждающие мозговые ткани.
  4. Социальные факторы: педагогическая запущенность, госпитальный синдром у детей, сильные ранние психические травмы.

Какие бывают дислексии

Семантическая форма нарушения чтения –  один из видов дислексий. Кроме нее в неврологии и психологии выделяют еще несколько категорий:

  1. Аграмматическая. Эта форма часто наблюдается у детей с задержкой умственного развития. Аграмматический вид проявляется неверным чтением и произношением окончаний, префиксов и суффиксов в предложении.
  2. Фонематический вариант. Сопровождается проблемами в фонематической составляющей чтении, разговора и письма: перестановки букв, слов и словосочетаний, подмена твердых и мягких звуков.
  3. Мнестическая дислексия. Это расстройство проявляется в нарушении запоминания букв и их произношения. Например, ребенок не может усвоить произношение буквы «д».
  4. Оптическая дислексия. Такой вариант патологии проявляется нарушением различия похожих букв. Ребенок не отличает букву «г» от «т», или «ь» от «р».

Как проявляется

Следует помнить, что чистая дислексия семантическая наблюдается редко. В основном в клинике заболевания комбинируется несколько вариантов вместе с задержками развития речевого аппарата. Симптомы нарушения:

  • ребенок с трудом понимает содержание прочитанного, ему трудно воспроизвести информацию;
  • сложность в слитном произношении слов и предложений;
  • частые короткие паузы между буквами;
  • чтение по слогам.

Однако ребенок при этой дислексии все же может нормально читать, выговаривать все буквы со звуками, правильно расставлять интонации. Но часто это зависит от уровня подготовки и умственных способностей.

При семантическом нарушении чтения упор делается не на звуки, а на понимание смысла прочитанного материала. К примеру, таким словам, как «пила» и «липа» ребенок придает аналогичное содержание.

Как диагностировать патологию

Логопед – тот, к кому следует показать ребенка. Этот специалист не просто учитель, но и психолог. Эксперт сможет выявить уровень патологии: это педагогическая запущенность или нарушение мозговой деятельности. Так, после собеседования и нескольких тестов логопед даст первичное заключение.

Медицинское исследование – вторая часть диагностики, так как часто неврологические нарушения провоцируются травмами и заболеваниями организма. В клинике ребенка необходимо показать детскому неврологу. После врач назначит инструментальные исследования: электроэнцефалограмму, эхоэнцефалографию – методы, что изучают работу мозга на уровне его электрических волн.

Методы устранения

Патологию лечит логопед. Длительность устранения зависит от сложности дислексии, ее запущенности и когнитивных возможностей ребенка. Коррекционная работа – основной способ лечения семантической дислексии.

Наиболее популярная схема закрепилась за методикой Дейвиса. Бывший скульптор предположил, что все страдающие дислексией мыслят образно, так как у них нет организованных мыслей.

Дейвис предложил два основных направления:

  1. Контроль перцепционной дезориентации.
  2. Устранение причин дислексии.

Суть первого способа заключается в том, чтобы научить ребенка длительное время концентрироваться на одном процессе или явлении. В ходе занятий детей учат сознательно управлять своими образами и внутренними ощущениями. Так, дети мысленно переносят фокус своего внимания на необходимый объект. В итоге маленькие клиенты обучаются правильно воспринимать буквы, звуки и их сочетание.

Смысл коррекции провоцирующих факторов – обучить ребенка алфавиту и основным символическим изображениям. Кроме того, на лечебном курсе дети осваивают содержание слов, семантику.

Метод Дейвиса предлагает творческие упражнения. Так, ребенок лепит буквы алфавита из пластилина. Буква для него становится реальным объектом, с которым можно работать, потрогать, изучить.

Тренировка артикуляции

Упражняться артикуляцией необходимо для комплексного лечения дислексии. При развитии одного мозгового центра – рядом активизируются и развиваются другие. Тренировка речевого аппарата лечит не только нарушение собственно артикуляции, но и слуха, и в некоторой степени зрения. В том числе и дисграфию.

Сама тренировка состоит из медленного чтения вслух и молча. Скорость не так важна, как качество артикуляции. Поэтому в начале курса ребенок медленно читает по слогам, и лишь затем переходит к целым словам.

Профилактика дислексии

Предупреждение болезни начинается еще с младших лет. У детей нужно развивать зрительную и слуховую функцию игровыми методами. Конструктор – один из способов развить мелкую моторику пальцев. Интеллектуальные игры способствуют становлению синтетических и аналитических процессов мышления.

В развитии болезни часто играют такие факторы: инфекции и внутренние заболевания. Для этого рекомендуется проводить вакцинацию, стимулировать иммунитет, посещать врача согласно плану. Также необходимо придерживаться рационального питания и режима дня.

Дислексия и дисграфия

Дисграфия – нарушение письменных навыков – нередко сочетается с дислексией. В таком случае применяется комплексный подход: метод Дейвиса и упражнения для письма. Сочетание патологий имеет неблагоприятный прогноз для дальнейшей жизни: ребенку, немеющему читать и писать, сложно адаптироваться к обществу.

Осложнения и последствия

Последствия можно разделить на такие группы: психологические, социальные и интеллектуальные.

К социальным последствиям относится нарушение адаптации ребенка к учебному классу, проблемы в поиске товарищей; к интеллектуальным – задержка умственного развития, бедный багаж знаний, полная потеря к учебе; к психологическим – внутриличностные конфликты, низкая самооценка, эмоциональная нестабильность.

Психотерапия

В редких случаях больному дислексией нужен психотерапевт. Неврологическая патология не развивает расстройств психики и не способствует нарушению поведения. В таких случаях показана консультация психолога, который должен объяснить все связанные с болезнью моменты родителям.

Советы родителям

Важно помнить: дислексия исправима и ее можно излечить. Так, родителям больше обычного нужно уделять внимание своему ребенку. Кроме домашних занятий чтением и письмом, рекомендуется отвести ребенка в творческий кружок, где он мог бы изучать рисование, танцы или просто общаться с другими детьми.

Внеурочные занятия способствуют не только лечению собственно дислексии, но и развитию скрытых талантов и их полноценной реализации.

Дубровный Павел Юрьевич, медицинский психолог

Источник: http://depressio.ru/slovar-terminov/638-semanticheskaya-disleksiya.html

Все о семантической дислексии

Семантическая дислексия: причины, симптомы и методы лечения

Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушения письма) являются распространенными нарушениями среди младших школьников.

От физиологических ошибок их отличает стойкость, специфичность, разнообразие нарушений, похожие механизмы их возникновения.

Из-за трудностей в овладении чтением и письмом дети становятся менее общительными, стесняются этой особенности. Существует несколько форм дислексии, отличающихся механизмом появления.

Причины развития нарушения

Причины появления дислексии разнообразны, они связаны с органическим поражением участков головного мозга, отвечающих за овладение навыками чтения и письма. Появление этой дисфункции может быть обусловлено следующими причинами:

  • тяжелое течение беременности;
  • родовые, послеродовые травмы;
  • повреждение центральной нервной системы;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы головы, сотрясение мозга;
  • неправильная речевая среда, в которой растет и воспитывается ребенок;
  • недостаточное функционирование определенных отделов головного мозга.

Дислексия может появиться в результате ОНР (общего недоразвития речи), других речевых нарушений (дизартрии, алалии).

Классификация

Дислексия − это трудности в овладении чтением, обусловленные недостаточной сформированностью высших психических функций. Она проявляется в специфических ошибках, имеющих стойкий характер. В зависимости от того, работа каких отделов головного мозга нарушена, различают несколько форм дислексии.

  • Фонематическая связана с нарушением работы фонематического слуха. Причина ее появления − несформированность звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
  • При семантической форме нарушается понимание прочитанного, при этом техническая сторона чтения идеальная.
  • Если недостаточно сформирован грамматический строй, то может появиться аграмматическая дислексия. При этой форме у детей наблюдаются затруднения в усвоении грамматических категорий.
  • Мнестическая форма связана с трудностями в запоминании новых букв и прочитанного.
  • Оптическая дислексия  характеризуется сложностью в усвоении графического образа буквы или цифры. При такой форме нарушения чтения может быть зеркальное письмо.
  • Тактильная форма свойственна слепым детям, проявляется в трудностях усвоения шрифта Брайля.

В зависимости от формы дислексии специалист будет составлять план коррекционной работы и подбирать методики лечения.

Симптоматика

Диагностику данного нарушения проводят в начальной школе, когда симптоматика проявляется наиболее ярко. В дошкольном возрасте можно определить лишь предпосылки для появления дислексии. Когда дети только начинают осваивать чтение и письмо наличие ошибок − естественно, поэтому специалисту трудно определить, носят ли они физиологический характер.

Главный признак − это ошибки в чтении.

Малыш не запоминает буквы, неправильно их произносит, переставляет местами, заменяет на другие, не понимает смысла прочитанного. У него наблюдаются трудности с переводом звуков в буквы, а распознавание знакомых слов происходит медленнее, чем у других детей, наблюдаются трудности в овладении навыком письма.

Кроме речевой симптоматики, у детей с дислексией наблюдаются следующие признаки нарушения:

  • пространственная дезориентация (путает где верх и низ, право и лево);
  • нарушения в координации;
  • нарушена моторная сфера;
  • недостаточно развита память;
  • при высоком уровне интеллекта ребенок с трудом осваивает чтение;
  • нарушения темпо-ритмической стороны речи.

Если вы заметили, что у ребенка имеется большинство перечисленных симптомов или у него в дошкольный период было сложное речевое нарушение, тогда вам стоит обратиться за консультацией к логопеду.

Особенности диагностических мероприятий

Логопед проводит диагностику нарушений процессов чтения и письма у младших школьников. Специалист обязательно обращает внимание на состояние звукопроизношения, сформированность фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Если у детей имеются нарушения в этих областях, то могут возникнуть трудности при овладении грамотой.

Логопед оценивает состояние моторной сферы: общей, пальчиковой, артикуляционной. Также он смотрит на ориентацию малыша в пространстве, различает ли он стороны.

Для оценки навыков чтения и письма логопед предлагает назвать буквы, написать заглавные, строчные, определить место звука и буквы в слове. Специалист предлагает прочитать слоги, затем речевой материал усложняют.

При этом обязательно спрашивают смысл прочитанного.

Для оценки письма логопед предлагает написать слова под диктовку, списать их с образца, а потом написать самостоятельно. Специалист беседует с родителями, чтобы понять в какой речевой среде воспитывается ребенок. На основе результатов диагностики логопед дает рекомендации родителям и составляет план коррекционной работы.

Особенности семантической формы дислексии

При данной форме дислексии не наблюдаются нарушения звукопроизношения, искажения слоговой структуры и предложений. Но человек совсем не понимает смысла прочитанного. Часто семантическая дислексия наблюдается при слоговом чтении. Из-за того, что малыш делит слово на части, он не воспринимает его как единое целое.

Дети испытывают затруднения в узнавании знакомых слов. Одна из причин семантической дислексии является недостаточная сформированность синтеза, проблемы в объединении слогов в одно составляющее. Дети испытывают трудности при выполнении следующих заданий:

  • соединить звуки вместе, если их произносят с паузами;
  • чтение слов, предложений, выстроенных по слогам.

Ребенок не может воспринимать предложение из-за того, что у него недостаточно сформированы понятия о связи слов во фразах, тексте.

Для него оно находится обособленно, никак не связано с другими словами.

Поэтому основная задача коррекционной работы по преодолению семантической дислексии − это устранение механического чтения, и одновременно сформировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Особенности коррекционной работы при данной форме дислексии

Во время обучения нужно научить ребенка объединять слоги в одно слово, чтобы потом он смог устанавливать связи с другими словами в предложении, понимать смысл прочитанного. Для каждой формы дислексии имеются специфичные задания, направленные на устранение причин их появления:

  1. Взрослый называет слово по отдельным звукам, делая паузы между ними. Задача ребенка − назвать это слово.
  2. Теперь взрослый произносит слово по слогам, делая паузы между их произнесением больше. Задача ребенка − соединить их вместе.
  3. Дополнить слово недостающими слогами.
  4. Предложить поменять первый слог так, чтобы образовалось новое слово.
  5. Составить из двух слов одно.
  6. Детям дают карточки со слогами, расположенными в хаотичном порядке, предлагают составить из них слово.

Эти упражнения направлены на формирование навыков звуко-буквенного анализа и умения соединять слоги. Кроме этих заданий, предлагайте детям соотносить наименования с показываемыми картинками. Специалист должен сформировать синтаксические связи между словами и основы грамматики.

Поэтому, чтобы ребенок научился читать, понимать прочитанное, включите упражнения, связанные с прочтением предложений и выполнением заданий на соотнесение с подходящими изображениями, поиск соответствующего по смыслу предложения. Нужно попросить рассказать о том, что ребенок прочитал, ответить на вопрос, заданный в тексте.

Важное направление − работа с деформированным текстом. Детям предлагают неправильно составленные предложения. Нужно распределить предложения так, чтобы получился единый рассказ. Это задание формирует навык умения работать не только с небольшими синтаксическими единицами, но и с целыми предложениями.

Эти упражнения помогут школьнику преодолеть трудности слогового чтения и научиться объединять части слов в единое целое, соотносить с предметом или действием. Но какая-то определенная форма дислексии встречается редко, чаще всего имеются симптомы нескольких разновидностей. В коррекционную работу нужно включать задания на устранение этих недостатков.

Примеры упражнений по коррекции дислексии

Если у ребенка имеются нарушения фонематического слуха, то нужно проводить работу по дифференциации смешиваемых звуков. Для этого используют слова-паронимы (отличающиеся одним звуком), взрослый просит показать на нужное. Детям подробно объясняют артикуляцию звука − это важно, потому что в начальной школе ребенок при написании опирается на проговаривание.

Важное направление в коррекции дислексии − это формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слова. Ребенка знакомят с понятием «слово» (например, можно обозначить прямоугольной фигурой или другим символом).

Взрослый предлагает составить схему предложения − выложить нужное количество слов. Предлагают задания на составление предложений с определенным количеством составляющих, придумать их в соответствии с сюжетной картинкой.

Отдельное направление − работа с предлогами, которые можно обозначить как «маленькие слова». При составлении предложений добавлять и их.

Также, задача педагога научить детей правильно делить на слоги, переставляя их создавать новые слова, выбирать их в соответствии с заданным количеством слогов. Особое направление − это выделение ударного слога.

При работе с формированием навыков звуко-буквенного анализа обязательно используйте различные схемы, чтобы ребенку было легче усвоить материал.

Профилактические меры

Благодаря тому, что в современной логопедии имеется достаточное количество информации о дислексии с дисграфией, теперь можно предупредить появление нарушение процессов чтения и письма. Цель таких занятий − это помочь детям освоить грамоту. Упражнения следует проводить не в виде уроков, а как дидактические игры:

  1. Игра с карточками, на которых написано слово. Из них составьте предложение и прочитайте его вслух. Взрослый предлагает ребенку составить предложение из карточек на слух самостоятельно.
  2. Ребенку дают написать под диктовку отрывок из сказки или его любимого рассказа.
  3. Это упражнение на развитие фонематического слуха. Ребенку показывают карточки, с обратной стороны которых написаны их названия. Взрослый произносит слово, а ребенок должен самостоятельно найти подходящую картинку.
  4. Составление слов из слогов.

Такие профилактические задания позволят сформировать и уточнить начальные навыки чтения и письма. Предлагайте ребенку задания для улучшения навыков письма, потому что чтение и письмо − взаимосвязаны, поэтому, кроме дислексии, у ребенка будут трудности с письмом − дисграфия.

Когда лучше начинать занятия

Чтобы у ребенка в начальной школе не появилось проблем с чтением и письмом, необходимо провести коррекционную работу по преодолению речевого нарушения.

Если ребенком с дизартрией не занимались, то при овладении грамотой могут возникнуть затруднения.

Если работу по преодолению речевых недостатков стали проводить в школьном возрасте, то нужно одновременно корректировать произношение звуков.

Чем раньше вы начнете заниматься коррекцией дислексии с дисграфией, тем проще учащийся будет усваивать школьную программу. Потому что школьная программа будет усложняться, у ребенка может возникнуть больше ошибок при чтении и письме. К тому же появляется вероятность того, что к взрослому возрасту ошибки во время прочтения, написания слов автоматизируются и устранить их будет сложнее.

Дислексия и дисграфия успешно поддаются коррекции, при условии, что правильно определили форму нарушения. Составляющая успеха ваших занятий − это их систематичность и последовательность, правильно подобранный способ терапии. Интенсивность уроков зависит от индивидуальных особенностей ребенка и форм дисграфии и дислексии.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narushenie-pisma-i-chteniya/vse-o-semanticheskoj-disleksii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.