Синдром госпитализма у младенцев, детей и взрослых: симптомы и лечение

Синдром госпитализма у детей и взрослых: признаки и лечение

Синдром госпитализма у младенцев, детей и взрослых: симптомы и лечение

Психотерапевт высшей категории Олег Викторович

24066

Дата обновления: Июль 2020

В результате отсутствия эмоциональных социальных контактов и отлучения от матери у ребенка может возникнуть нарушение физического и психического развития. Данное состояние имеет свое название – госпитализм.

Данной патологии подвержены не только дети, но и взрослые. Она сопровождается характерными симптомами, которые отрицательно сказываются на общем состоянии больного.

При подозрении на развитие госпитализма требуется обращаться за помощью к неврологу или психиатру.

Что такое госпитализм?

Чаще всего данный синдром развивается у детей с детских домов, вследствие отсутствия родительского внимания и заботы

Синдром госпитализма – это комплекс соматических и психических расстройств, которые вызываются длительным нахождением человека в стационарных условиях. Данная патология является следствием отрыва пациента от родного дома и близких людей.

В международной классификации болезней заболевание указано под кодом Y95. Название болезненному состоянию было дано психоаналитиком Рене Шпицом в 1945 году. Чаще всего оно наблюдается у детей. Но также признаки госпитализма могут проявляться у взрослых людей.

Причины нарушения

Феномен детского госпитализма, как и патология у взрослых, имеет ряд причин, которые вызывают его развитие. Заболевание может быть спровоцировано следующими факторами:

  • Длительная госпитализация, которая изолирует пациента от нахождения в кругу близких родственников и друзей. Ему приходится общаться исключительно с врачами и медсестрами.
  • Дефицит заинтересованности жизнью больного близкими людьми.
  • Хронические заболевания, которые вынуждают человека в течение длительного времени проводить лечебные процедуры.
  • Невозможность получить помощь от близких людей или друзей. С данным фактором чаще всего сталкиваются мужчины и женщины преклонного возраста, которые живут в одиночестве.
  • Дефицит родительского внимания. Его испытывают дети и подростки, которые вынуждены находиться в приютах.
  • Нахождение в оздоровительных центрах, которые характеризуются стационарной обстановкой.

Человека, который страдает от госпитализма, тревожит давление со стороны медицинского персонала и отсутствие возможности пообщаться с людьми, занимающими в жизни важное место. Все это вызывает у пациента тревогу, в результате чего его психоэмоциональное состояние ухудшается.

Симптомы у детей

При патологии у ребенка наблюдается вялость, апатичность, безразличие

Госпитализм у детей сопровождается клиническими симптомами. Основными признаками заболевания являются следующие патологические состояния:

  1. Отставание в изучении речи.
  2. Замедленное развитие двигательных функций.
  3. Бессмысленные движения, например, покачивания телом.
  4. Слабая сопротивляемость организма инфекционным возбудителям.
  5. Снижение веса.
  6. Высокий уровень сонливости.
  7. Низкая адаптация к окружающим людям.
  8. Уход от любых контактов.
  9. Апатичность.

У ребенка развивается патологическая фиксация на переживание чувства страха под влиянием отсутствия постоянных контактов с близкими людьми, дискомфортных ощущений в момент выполнена лечебных процедур и неприятной остановки в стационаре. В результате этого у пациента с госпитализмом формируется депрессивное состояние и фобия, что заставляют его сильно переживать в периоды посещения медицинских учреждений и нахождения в них.

Признаки у взрослых

Как и детский госпитализм, психическое расстройство у взрослых характеризуется появлением болезненных симптомов. Из-за патологии можно наблюдать у пациента следующие изменения:

  1. Неспособность к социальной адаптации.
  2. Отсутствие интереса к повседневной деятельности.
  3. Утрата профессиональных навыков.
  4. Значительное ухудшение памяти.
  5. Уменьшение когнитивных способностей.
  6. Искажение восприятия внешней среды.
  7. Отрицательное отношение к активной деятельности.
  8. Низкая эмоциональная отзывчивость.
  9. Нарушение личностных отношений.

Из-за лишения возможности находиться в кругу близких людей дома у человека появляется депрессия. Депривация приводит к развитию психической «вялости» и быстрому истощению нервной системы.

Пациент с госпитализмом не способен решать простейшие задачи. В результате этого он становится полностью беспомощным. Человеку требуется постоянная помощь других людей.

Чем дольше человек остается в больнице, тем больше усугубляется его состояние и усиливается симптоматика госпитализма. Больному не удается полноценно функционировать, когда он находится за пределами медицинского учреждения.

В этом заключается одна из его главных проблем. Он становится пассивным по отношению к окружающему миру, лишается каких-либо интересов.

Человека начинает преследовать эмоциональная опустошенность, из-за которой он становится бесчувственным и практически безвольным.

Симптомы у пациентов с психическими расстройствами

Длительное нахождение в медучреждении способно развить тяжелую форму госпитализма

У пациентов с психическими нарушениями прослеживается та же симптоматика, что и у других людей, столкнувшихся с данным синдромом. Длительное пребывание в медицинском учреждении способствует фармакогенному регрессу личности. Это тяжелая форма госпитализма.

Пациент с психическим расстройством, которое протекает наряду с госпитализмом, быстро привыкает к психотропным медикаментам. Зависимость вырабатывается за короткий период времени.

Люди с подобными проблемами не желают продолжать работать или учиться. Их не интересует жизнь за пределами больницы. При появлении таких симптомов медики пробуют уменьшать дозировку психотропных препаратов.

В случае благоприятного исхода после этого у пациентов восстанавливается интерес к ведению привычной жизни.

Диагностика

Признаки синдрома госпитализма являются основанием для проведения исследования человека на предмет наличия данного расстройства. Методы диагностики подбираются с учетом возраста больного. Патологическое явление определяется путем наблюдения за состоянием и поведением пациента. Также требуется опрос людей, которые находятся в его окружении.

Госпитализм у детей или взрослых удается распознать во время осмотра у нескольких узкопрофильных специалистов:

  • Психиатр. Он определяет способность человека обслуживать самого себя, проверяет его коммуникативные навыки и эмоциональное состояние.
  • Невролог. В процессе диагностики врач проверяет реакцию пациента на свет, звуки, а также изучает его мышечный тонус. Если проводится осмотр ребенка, то дополнительно оценивается соответствие возраста малыша и уровня развития.
  • Психолог. С помощью диагностических мероприятий специалист оценивает адекватность реагирования больного на различные процессы. Также проверяется его способность контактировать с другим человеком и концентрировать свое внимание. Дополнительно исследуются речь и мышление больного.

Сложнее всего правильно поставить диагноз больному, у которого отсутствуют родственники и друзья, постоянно с ним контактирующие. Из-за этого врачам требуется наблюдать за пациентом в течение более длительного времени.

Терапия синдрома

Профилактика госпитализма у детей, проживающих в семье, включает восстановление близких отношений с мамой или заменяющим ее родственником

Устранить синдром госпитализма у взрослых и детей можно путем проведения ряда действий, рекомендованных лечащим врачом. Лечение детей и взрослых имеет существенные отличия. Поэтому в ходе составления курса терапии врач обращает внимание на возраст пациента.

Младенцы должны начинать лечение госпитализма с первых признаков его развития. Заболевание, которое проявляется в раннем возрасте, представляет большую опасность для здоровья ребенка. Поэтому важно не медлить с лечением.

Вернуть ребенка к привычной жизни помогает создание здоровой обстановки в доме. Родители должны всячески окружать малыша заботой, интересоваться его развитием и желаниями. Также требуется психологическая поддержка со стороны специалиста.

Медики рекомендуют маленьким пациентам с госпитализмом постепенно расширять круг общения, находить новых друзей. Этот вариант терапии идеален для детей, которые находятся в приютах.

Если ребенок вынужден находиться в стационаре, то следует обеспечить ему возможность регулярно видеться с близкими людьми. Посещения должны быть частыми и продолжительными, если не имеется серьезных противопоказаний. Благодаря этому симптомы заболевания начинают угасать.

В основе лечения ребенка от госпитализма находится психолого-педагогическая коррекция, которая должна иметь систематическую направленность.

Психологу необходимо постоянно заниматься с пациентом, доверять ему выполнение заданий, которые помогают тренировать память, мышление и внимание.

В результате такой работы можно добиться формирования у ребенка благоприятного эмоционального состояния. Он избавляется от тревог и переживаний, связанных с нахождением в стационаре.

В тяжелых случаях синдрома госпитализма пациенту может потребоваться медикаментозная терапия.

Детям назначаются лекарственные средства, действие которых направлено на улучшение эмоциональной стабильности ребенка и стимуляцию развития познавательных функций.

Дополнительно осуществляется лечение, которое позволяет подавить развитие соматических патологий, требующих, чтобы пациент находился в стенах медицинского учреждения.

Если от госпитализма страдает взрослый человек, то в первую очередь его терапия будет направлена на устранение основного заболевания, из-за которого он оказался в стационаре. После этого больному рекомендованы консультации грамотного психотерапевта, который поможет ему выявить причину своих беспокойств и благополучно с ней справиться.

Пациенту обязательно должна обеспечиваться забота и внимание со стороны близких людей. Без такой поддержки он будет долго добиваться выздоровления.

Источник: https://mozg.expert/sindromy/gospitalizm/

Госпитализм у детей

Синдром госпитализма у младенцев, детей и взрослых: симптомы и лечение

Госпитализм у детей – комплекс нарушений психического и физического развития, возникающий в результате отделения от матери, дефицита эмоциональных социальных контактов. Проявляется потерей веса, вялостью, апатичностью, мышечным гипотонусом, слабым плачем, отсутствием гуления, зрительного контакта с взрослым, реакции на голос.

Определяется отставание речевого развития, позднее освоение двигательных навыков, неадекватные эмоциональные реакции, навязчивые действия. Заболевание диагностируется после осмотра детским психологом, психиатром, неврологом. Лечение предполагает психолого-педагогическую коррекцию, социальную реабилитацию, применение симптоматических препаратов.

Детский госпитализм возникает при длительном пребывании малыша в стационарном лечебном учреждении – «госпитале». Второе название болезни – синдром отрыва от дома. Госпитализм наиболее распространен среди детей, находящихся в сиротских домах, недельных яслях, стационарах различного профиля.

Патология может развиться у ребенка, проживающего с матерью, но не получающего достаточного внимания, такие условия обычно возникают в социально неблагополучных семьях.

Госпитализму подвержены новорожденные, младенцы, дети, имеющие соматические заболевания, пре- и постнатальные поражения нервной системы.

Госпитализм у детей

Основная причина возникновения расстройства – дефицит сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных взаимодействий со значимым взрослым, к которому сформирована привязанность, либо отсутствие такого взрослого.

Синдром формируется при отлучении ребенка от матери либо заменяющего ее близкого человека (папы, бабушки, медицинского работника).

Существует два типа ситуаций высокого риска развития детского госпитализма:

  • Нахождение вне семьи. Дети, длительно находящиеся в стационарах, приютах, детских домах страдают от недостатка общения с близкими людьми. Дефицит эмоциональных, тактильных, речевых взаимодействий объясняется сменным характером работы медицинского персонала, его загруженностью основными обязанностями (гигиенические, лечебные процедуры), переводами ребенка по учреждениям.
  • Отстраненность матери. Причиной детского госпитализма может стать нехватка близкого материнского контакта (родительская депривация). Отсутствие заинтересованности, любви выявляется у женщин, страдающих алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами. Иногда эмоциональная отстраненность является результатом изначального нежелания иметь ребенка либо личностной особенностью, основанной на замкнутости, увлеченности работой, карьерой.

Риску госпитализма подвержены младенцы, дети раннего возраста и малыши с ослабленным здоровьем. Причиной повышения вероятности возникновения расстройства является снижение или недостаточное развитие способностей к адаптации.

В основе патогенеза госпитализма лежит психическая депривация – состояние, при котором ребенку не предоставляются либо недостаточно предоставляются условия для удовлетворения основных потребностей. Депривация затрагивает сенсорную, эмоциональную, интеллектуальную сферы.

Центральное место занимает неудовлетворенная потребность в эмоциональной близости, на основе нее возникает задержка психоэмоционального развития – поздно формируется комплекс оживления, заинтересованность окружающими предметами, людьми.

Недостаток сенсорных воздействий и стимулов, упражняющих интеллектуальные функции, усиливает задержку развития.

Синдром затрагивает физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие. В первые месяцы жизни основным признаком госпитализма является отсутствие комплекса оживления – малыш не отвечает улыбкой на улыбку и речь, нет фиксации взгляда на лице, окружающих предметах, нет двигательного оживления, вокализаций (вскрикиваний, «гуканий») при приближении взрослого.

У здоровых младенцев комплексная реакция оживления максимально разворачивается к трем-четырем месяцам, при госпитализме – формируется позже, отдельные звенья отсутствуют. Наблюдается частый продолжительный слабовыраженный плач. Объективно определяется недостаточная прибавка веса. Запаздывает навык удерживания головы, самостоятельного переворота туловища.

В период 4-12 месяцев госпитализм у детей проявляется отставанием моторных навыков, первыми признаками задержки речевого развития: в 5-8 месяцев возникает протяжное гуление, в 9 месяцев – обедненное лепетание. Большинство детей 4-5 месяцев могут самостоятельно удерживать голову, десятимесячные начинают ползать. Отмечается недостаточная координация, движения резкие, неустойчивые, неуверенные.

Отставание проявляется неумением взять игрушку, переложить ее из руки в руку. Нередко отмечаются компульсивные движения: раскачивание тела, мотание головой, стереотипные удары предметами о стену, стол. Заинтересованность коммуникацией недостаточная, частой ответной реакцией становится плач, агрессия. Объективно наблюдается вялость, апатичность, мышечный гипотонус, нарушения сна и аппетита.

В раннем детском возрасте основным признаками госпитализма являются нарушения социально-коммуникативных и речевых навыков. Первые слова появляются после 14 месяцев, у большинства детей – к 3-3,5 годам. Фразовая речь представлена командами – «дай», «пусти».

Интерес к общению снижен, во время контакта с людьми ребенок апатичен, замкнут либо эмоционально вспыльчив – плачет, кричит, дерется, убегает. Наблюдаются навязчивости: сосание пальца, кончика волос, раскачивание туловища. Недостаточность координации сохраняется.

Игра часто носит манипулятивный характер – игрушки используются по функциональному назначению (кидает мячик, расчесывает куклу). Иногда сохраняются стереотипные действия: ребенок не строит башню из кубиков, стучит ими по столу.

Запаздывает формирование гигиенических навыков, использование горшка.

Госпитализм у детей сопровождается задержкой роста, дефицитом массы тела, сниженным иммунитетом. Недостаточный гигиенический уход, несоблюдение температурного режима провоцирует респираторные заболевания, инфекции мочевыводящей системы, нарушение процессов пищеварения.

При отсутствии медицинской, психологической и педагогической помощи синдром может привести к психическим расстройствам – младенческому маразму, аутизму, стойким интеллектуальным нарушениям, которые становятся причиной инвалидности.

Редко заболевание заканчивается летальным исходом, факторами риска являются общая соматическая ослабленность, присоединение инфекции.

Ввиду специфики заболевания, возраста пациентов диагностика основывается на клинических методах – осмотре, наблюдении. Осуществляется опрос родителей, близких родственников, персонала, часто контактирующего с ребенком. Диагностика выполняется рядом специалистов:

  • Детский невролог. Определяет уровень развития ребенка, мышечный тонус, реагирование на звук, свет, тактильное раздражение. Оценивает наличие и выраженность рефлексов, сформированность сложных целенаправленных движений, исключает/подтверждает сопутствующие неврологические патологии.
  • Детский психиатр. Оценивает психомоторное развитие больного, особенности эмоциональной сферы. Через предметные манипуляции, уровень навыков коммуникации и самообслуживания выявляет отставание психической сферы.
  • Клинический психолог. Проводит диагностическую беседу – определяет способность ребенка контактировать, адекватно реагировать. Использует экспериментальные методы оценки сформированности речи, когнитивных функций (памяти, внимания, мышления), методики выявления страхов, агрессивности, аутоагрессивности .

Дифференциальная диагностика основана на факте наличия психической депривации.

При невозможности его установления (неблагополучные семьи), усложняется различение синдрома с иными эмоционально-интеллектуальными расстройствами.

Определение диагноза занимает длительное время, требует оценки темпов развития, динамического наблюдения. Госпитализм нередко сопутствует умственной отсталости, аутизму, эпилепсии.

Основу лечения составляет систематическая психолого-педагогическая коррекция, социальная реабилитация. Усилия психолога направлены на развитие познавательной сферы: выполняются игры-упражнения, тренирующие внимание, память, мышление.

Еще одна цель работы – формирование положительного эмоционального состояния, устранение напряженности, тревоги, страхов.

Педагогическая поддержка представлена реабилитационными мероприятиями, обеспечивающими социальные коммуникации: по возможности, восстанавливаются отношения ребенка и мамы (близкого родственника), малыш включается в детские коллективы.

В современных лечебных учреждениях активно внедряется совместное стационарное пребывание мамы и ребенка. Отделения закрытого типа (инфекционные, психиатрические) оснащаются специальными комнатами свиданий.

Тяжелые случаи госпитализма требуют дополнения основного лечения медикаментозным. Назначаются препараты для коррекции эмоциональной нестабильности, стимуляции развития познавательных функций.

Параллельно проводится лечение соматических заболеваний.

Своевременное начало лечения, отсутствие тяжелых соматических болезней – факторы благоприятного прогноза детского госпитализма. Совместные усилия врачей, психологов, родителей позволяют полностью устранить синдром. Поздняя постановка диагноза, отсутствие лечения увеличивает вероятность инвалидизации, летального исхода.

Профилактика госпитализма у детей, проживающих в семье, включает восстановление близких отношений с мамой или заменяющим ее родственником. В младенческом, раннем возрасте не рекомендуется помещать ребенка без мамы в лечебное учреждение.

Детям в приютах, детских социально-реабилитационных учреждениях важно организовать четкий распорядок дня, включающий интересные занятия, общение со сверстниками, педагогами.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/hospitalism

Синдром госпитализма у младенцев, детей и взрослых: симптомы и лечение – Нет заразе

Синдром госпитализма у младенцев, детей и взрослых: симптомы и лечение

Госпитальный синдром у детей – комплекс психофизических нарушений, обусловленных отрывом малыша от матери.

Изначально термин применялся в отношении маленьких пациентов, длительное время находящихся в больничных условиях. Понятие было введено психоаналитиком Рене Шпицем в 1945 году.

Впоследствии под госпитализмом стали понимать задержку развития ребенка вследствие эмоциональной холодности (депривации) матери в домашних условиях.

У детей

отсутствие эмоционального и социального контакта с матерью может быть обусловлено двумя основными причинами:

  1. длительное нахождение в больницах, сиротских домах, детских садах закрытого типа, интернатах. малыш не чувствует любви, заботы, понимания.
  2. эмоциональная холодность матери, вызванная психическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией, увлеченностью карьерой, особенностями характера.

в группу риска развития синдрома госпитализма входят дети до трех лет, у которых еще мало адаптационных ресурсов; малыши в период возрастных кризов (3 года, 7 лет, переходный период) и дети с неустойчивостью эмоций.

все вышеперечисленное приводит к депривации – неудовлетворению потребности в общении, тепле, ласке. встречается полная или частичная форма расстройства. первая делится на два основных вида — изоляцию и сепарацию.

изоляция – полное лишение человеческого общения, пример крайней степени – маугли.

сепарация – длительное пребывание в закрытых учреждениях без матери. частичная депривация – бедность эмоциональных контактов мать–дитя.

у взрослых

причины госпитального синдрома у взрослых, особенно у лиц пожилого возраста: длительное пребывание в закрытых учреждениях – специальных интернатах медицинского профиля (психоневрологические, туберкулезные, кожно-венерологические), в домах для престарелых, тюрьмах и колониях.

признаки патологии

Вынужденное помещение ребенка в закрытое учреждение проходит следующие этапы:

После отказа матери от малютки в роддоме он остается там на обследование. Если обнаруживается какое-то заболевание: родовая инфекция, черепно-мозговая травма, врожденный порок, – кроху переводят в соответствующий стационар, где он получает лечение и находится под наблюдением 3–4 месяца. После этого грудничка переводят в дом малютки, а с полутора лет – в детский дом.

Симптомы госпитализма воспитанников детских домов

В младенчестве (до 6 месяцев) у детей с нормальным фоном (без врожденных патологий) развитие протекает относительно своевременно. Но после полугода формирование вдруг замедляется, возникает острый феномен угасания.

Малыш вял, апатичен, избегает зрительных контактов, не реагирует на ласковое обращение и улыбки, не гулит, у него отсутствует «комплекс оживления». Кроха часто плачет, совершает хаотичные движения руками и ногами.

Наблюдается отставание в весе из-за плохого аппетита и нарушение сна. Дети поздно начинают сидеть, ползать, ходить.

У детей 1–3 лет на главный план выходит нарушение развития коммуникативных навыков. Они поздно начинают говорить, первые слова – «дай», «пусти». Речь неразборчива, лишена интонаций. Малыши избегают общения, в ответ на которое плачут или проявляют агрессию.

В этом возрасте ребенок начинает совершать патологически привычные действия: сосет палец, края одежды, выдергивает волосы, грызет ногти, раскачивается, бьется головой о стену. Игрушки использует не по назначению. Предпочитает играть посторонними предметами. Ролевые игры, характерные для сверстников, отсутствуют.

Часто запаздывает развитие гигиенических навыков – малыш не удерживает стул и мочу.

У детей старшего возраста преобладают эмоционально-личностные расстройства. Начинаются страхи: тактильного и визуального контакта, боязнь игрушек. Общение поверхностное из-за недоразвития высших эмоций. Детям чуждо чувство сострадания, жалости, стыда, вины. У подростков могут наблюдаться расторможенность, агрессия, асоциальное поведение.

Если ребенка поместили в детдом не с рождения, а уже в сознательном возрасте, его адаптация проходит 3 этапа:

  1. Протест — малыш ищет мать, мечется, хочет убежать, кричит, плачет, отказывается от еды, игрушек, не спит.
  2. Истощение — обессиленное дитя впадает в апатию, никаких движений не совершает, мать не зовет, пытается осознать случившееся.
  3. Адаптация — ребенок начинает приспосабливаться к новой жизни.

Явление госпитализма у детей, помещенных в детские дома, проявляется нарушениями эмоционально-личностной, интеллектуальной, социальной сфер и получил название синдром сиротства.

Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, развиваются по иным механизмам, нежели их ровесники в семье с любящими родителями. Главным успехом нормального психического развития ребенка служит тесный контакт с матерью.

Дети в условиях институционализации вынуждены адаптироваться к жизни без любви и поддержки близких. С раннего возраста они привыкают сосуществовать в коллективе сверстников, подчиняться общим правилам, не иметь личного пространства.

У большинства из них поздно формируется или вообще не вырабатывается свое Я. У таких детей замечены неуверенность, скованность движений, бедная речь.

С самого детства и на протяжении всей жизни они испытывают повышенную потребность в ласке, внимании, что служит причиной формирования многочисленных психологических комплексов. Это затрудняет общение таких людей в зрелом возрасте, создает проблемы в адаптации: в учебе, на работе, в личной жизни.

Клиника госпитального синдрома при частичной депривации

У малышей 6–11 месяцев после внезапного ухода заботливой и любящей матери формируется анаклитическая депрессия, которая выражается плаксивостью, потерей аппетита, снижением веса, заторможенностью, нарушением сна, безучастностью к окружающему. Малыша ничего не радует.

Если мать возвращается в течение трех месяцев, психофизические нарушения восстанавливаются. При дальнейшем ее отсутствии симптомы закрепляются, возникает стремительное отставание в развитии. Полная отгороженность от окружающих напоминает проявления аутизма, олигофрении, что требует дифференциальной диагностики.

Критерием служит тот факт, что причины заболеваний различны.

Вегетативная депрессия. При эпизодическом появлении матери депрессия у ребенка протекает в относительно легкой форме. Вегетативные отклонения представлены нарушением сна, частыми срыгиваниями, потерей веса. У маленького человека есть надежда, что мама вернется, эпизодические ее появления не дают состоянию усугубиться.
Если приходы матери постепенно прекращаются, развивается следующая форма – соматизированная депрессия, при которой преобладают психосоматические расстройства.

Малыши не плачут, совершают бесцельные движения, не проявляют адекватных ситуации эмоций, не понимают условия игры. Дети постарше слишком послушны, молчаливы, ведут себя тихо, безучастно.

Если присмотреться к поведению, можно выявить характерную депрессивную триаду: снижение настроения, заторможенность речи вплоть до мутизма и движений вплоть до ступора.

Регрессивно–апатическая депрессия – самая тяжелая — возникает в далеко зашедших случаях соматизированного расстройства. Соматические явления исчезают, на первый план выходят регрессивные симптомы: тяжелая умственная отсталость, застывание в необычных позах, стереотипные движения.

Возможные осложнения

При отсутствии тщательного ухода за ребенком, медицинского наблюдения, психолого-педагогического сопровождения, госпитализм может дать следующие осложнения:

  • задержка физического развития: дефицит массы, роста, недоразвитие костно-мышечного аппарата;
  • плохой уход, несоблюдение гигиенических норм, сниженный иммунитет приводят к развитию инфекций;
  • расстройства психической сферы: умственная отсталость, неврозы, псевдоаутистические симптомы, депрессии, психопатии;
  • психологические проблемы: затруднения коммуникации, агрессивность, повышенная тревожность, неуверенность в себе, конфликтность.

Лечение госпитализма у детей

Госпитальный синдром у детей требует комплексной, этапной и длительной терапии. Основную роль играет психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений.

Психологи проводят групповую, индивидуальную и семейную психотерапию, педагоги следят за поддержанием здорового психологического климата в детских коллективах. Медикаменты способствуют улучшению внимания, памяти, мышления, обменных процессов в головном мозге.

Параллельно проводится терапия соматических и инфекционных заболеваний. Применяются средства для общего укрепления организма.

Прогноз и профилактика

На исход борьбы с патологией влияют следующие факторы:

  1. Возраст, в котором произошла депривация (период до трех лет считается наиболее опасным).
  2. Был ли до депривации «светлый промежуток» – полноценное общение с матерью в домашних условиях – или малыш с рождения был помещен в детское учреждение.
  3. Навещает ли мать свое дитя и как часто.
  4. Степень интеллектуальных, эмоционально-личностных, поведенческих нарушений.
  5. Наличие сопутствующих заболеваний, осложнений.
  6. Находится ли ребенок под наблюдением специалистов, получает ли медицинскую и психологическую помощь.

Последнее время в мире отмечаются тенденции к деинституционализации. Дети помещаются в специальные учреждения только в крайних случаях.

Создаются «детские деревни» в которых малыши объединены по 5-6 человек в «семью» с «мамой», живут не в казенных условиях, а в обстановке, приближенной к домашней. Многие закрытые учреждения ликвидированы.

В больницах младенцу разрешается длительное время находиться вместе с мамой.

Есть надежда, что в будущем такое явление, как госпитализм, полностью искоренят.

(35,00

Источник: https://netzarazeyes.ru/sindrom-gospitalizma-u-mladencev-detej-i-vzroslyh-simptomy-i-lechenie.html

Помощь детям с диагнозом госпитализм

Синдром госпитализма у младенцев, детей и взрослых: симптомы и лечение

Госпитальный синдром у детей – комплекс психофизических нарушений, обусловленных отрывом малыша от матери.

Изначально термин применялся в отношении маленьких пациентов, длительное время находящихся в больничных условиях. Понятие было введено психоаналитиком Рене Шпицем в 1945 году.

Впоследствии под госпитализмом стали понимать задержку развития ребенка вследствие эмоциональной холодности (депривации) матери в домашних условиях.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.