Виды мышления детей дошкольного возраста

Содержание

Особенности мышления дошкольников

Виды мышления детей дошкольного возраста

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

20

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

  • Введение
  • 1. Общая характеристика понятия “мышление”: виды, операции, формы мышления
  • 2. Особенности мышления дошкольников
  • 3. Проблема развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста
  • Заключение
  • Список использованной литературы

fВведение

дошкольник мышление наглядное образное

К старшему дошкольному возрасту появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным и для его достижения ребенку необходимо будет учитывать связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно.

Например, такие задачи возникают в играх с механическими игрушками (если поместить шарик в определенном месте игрового поля и определенным образом дернуть за рычажок, то шарик окажется в нужном месте), в конструировании (от величины основания постройки зависит ее устойчивость) и т.д.

При решении подобных задач с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме.

Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его.

В процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений, вследствие чего задачка решается.

Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер.

То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели.

Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности.

Так, детские рисунки в большинстве случаев представляют собой схему, в которой передается связь основных частей изображенного предмета и отсутствуют его индивидуальные черты. Скажем, при срисовывании домика на рисунке изображается основание и крыша, при этом расположение, форма окон, дверей, какие-то детали интерьера не учитываются.

Например, с пяти лет ребенок может найти в помещении спрятанный предмет, пользуясь отметкой на плане, выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, основываясь на схеме типа географической карты.

Овладение моделями выводит на новый уровень способы получения детьми знаний. Если при словесном объяснении ребенок не всегда может понять, скажем, некоторые первичные математические действия, звуковой состав слова, то с опорой на модель он это сделает легко.

Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. Такой тип задач описал знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже и назвал их “задачи на сохранение количества вещества”.

Например, ребенку предъявляется два одинаковых шарика из пластилина. Один из них на глазах ребенка превращается в лепешку. Ребенка спрашивают, где пластилина больше: в шарике или лепешке. Дошкольник отвечает, что в лепешке.

При решении подобных задач ребенок не может независимо рассмотреть наглядно происходящие с объектом перемены (например, изменение площади) и остающееся постоянным количество вещества. Ведь для этого требуется переход от суждений на основе образов к суждениям на основе словесных понятий [9, с.265-272].

Битянова М.Т. и Барчук О.А. характеризуют мышление дошкольников следующим образом:

· ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия, мышление становится внеситуативным;

· освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

· детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;

· появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления;

· ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к “открытию” более сложных;

· возникают попытки объяснить явления и процессы;

· экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы;

· складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость [1, с.12].

Но развитие мышления не происходит изолированно. Это связано с общими изменениями в жизни ребенка. Изменяются его отношения с окружающей действительностью, идет подготовка ребенка к обучению в школе, переход игровой деятельности в учебную.

Леонтьев А.Н. подчеркивает, что дошкольное детство – это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных “механизмов” поведения.

В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство субъекта – единство личности.

Именно потому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен [2, с.4].

Итак, обобщив особенности развития мышления дошкольника, можно заключить, что на этом возрастном этапе:

ц ребенок отличается достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные формы мышления, смысловое запоминание;

ц до семи лет формируются различные типы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное, в основе которых лежат ассоциативные процессы, способность строить систему обобщений.

3. Проблема развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста

1. Битянова М.Т. Барчук О.А. Диагностика дошкольной зрелости // Школьный психолог. – 2000. – № 30.

2. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред.А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1948

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991

4. Дубровина И.В., Андреева А.Д. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. – М., 2002

5. Ефимкина Р.П. Детская психология: Методические указания. – Новосибирск, 1995. – 220с.

6. Запорожец А.В. Психология. – М., 1953

7. Катаева А.А., Обухова Т.И. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1991. – № 3

8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 190с.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2000. – 456 с.

10. Никулина Е.Г. Психологические особенности когнитивной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста // Начальная школа. – 1998. – №4. – С.10-14

11. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. – М., 1999

12. Первушина О.Н. Общая психология: Методические рекомендации. – М., 2003

13. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. – М., 1967

14. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Под ред.А.И. Щербакова. – М., 1987. – 320с.

15. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 160с.

16. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2002. – 432с.

17. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М., 1958

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000

19. Серова Е.О. Это важно – развитие мышления у ребенка // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 2

20. Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: МГУ, 1981

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/psychology/00822289_0.html

Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей

Виды мышления детей дошкольного возраста

Анастасия Кондратьева
Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей

Мышление — процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его в отражении: 1) общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно; 2) существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.

Основные формы мышления

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории — существенные и несущественные.

В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойст-вами и признаками. Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.

Умозаключение — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем.

Свойства мышления

Основные свойства человеческого мышления – его отвлеченность и обобщенность.

Отвлеченность мышления состоит в том, что, думая о каких-либо предметах и явлениях, устанавливая связи между ними, мы выделяем только те их свойства, признаки, которые важны для решения стоящего перед нами вопроса, отвлекаясь от всех других признаков, в данном случае нас не интересующих: слушая объяснение учителя на уроке, учащийся старается понять содержание объяснения, выделить главные мысли, связать их между собой и со своими прошлыми знаниями. При этом он отвлекается от звучания голоса учителя, стиля его речи.

С отвлеченностью мышления тесно связана и его обобщенность. Выделяя наиболее важные, существенные с той или иной точки зрения стороны, связи и отношения, мы тем самым сосредоточиваем свою мысль на том общем, что характеризует целые группы предметов и явлений. Каждый предмет, каждое событие, явление, взятое в целом, неповторимо, так как имеет множество разных сторон и признаков.

Виды мышления

В психологии распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление. Выделяют также мышление интуитивное и аналитическое, теоретическое, эмпирическое, аутистическое и мифологическое.

Наглядно-действенное мышление.

В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Практическая и теоретическая деятельность неразрывно взаимосвязаны.

Лишь по мере развития практической деятельности выделяется как относительно самостоятельная теоретическая мыслительная деятельность.

Не только в историческом развитии человечества, но и в процессе психического развития каждого ребенка исходной будет не чисто теоретическая, а практическая деятельность. Внутри этой последней и развивается вначале детское мышление.

В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент.

Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри».

Наглядно-образное мышление.

В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т. е. в возрасте четырех – семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше.

В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.

Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Отвлеченное мышление.

На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается, сначала в простейших формах, отвлеченное мышление, т. е. мышление в форме абстрактных понятий.

Овладение понятиями в ходе усвоения школьниками основ различных наук – математики, физики, истории – имеет огромное значение в умственном развитии детей. Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований.

Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает теперь развиваться или вообще исчезает.

Наоборот, эти первичные и исходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием.

Интуитивное и аналитическое мышление.

Аналитическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода.

Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается обычно на свернутом восприятии всей проблемы сразу.

Человек в этом случае достигает ответа, который может быть правильным или ошибочным, мало или вовсе не осознавая тот процесс, посредством которого он получил этот ответ.

Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами.

Интуитивное и аналитическое мышления взаимно дополняют друг друга Посредством интуитивного мышления человек часто может решить такие задачи, которые он вовсе не решил бы или, в лучшем случае, решил бы более медленно посредством аналитического мышления.

Теоретическое мышление.

Теоретическое мышление – мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию.

Теоретическое мышление противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок.

Теоретическое мышление руководствуется особой установкой и всегда связано с созданием специфического «теоретического мира» и проведением достаточно отчетливой границы между ним и реальным миром.

Эмпирическое мышление.

Можно выделить, по крайней мере, три жизненно необходимых функции эмпирического мышления.

Во-первых, эмпирическое мышление обеспечивает человеку осознание сходного и различного. Важнейшая задача мышления при столкновении с бесконечным многообразием чувственно заданных свойств и отношений вещей заключается в их разделении, в ориентации на сходное и отличное, в выделении общего представления о предметах.

Во-вторых, эмпирическое мышление позволяет субъекту определять меру сходства и различия. В зависимости от практико-житейских задач человек одни и те же предметы, явления, ситуации может определять как более или менее сходные и различные.

В-третьих, эмпирическое мышление дает возможность группировать предметы по родовидовым отношениям, классифицировать их.

Способы развития мышления

Развитие наглядно – действенного мышления детей.

К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка называют наглядно-действенным.

Для развития наглядно-действенного мышления следует использовать следующие приемы работы с детьми:

1) Обучение анализу зрительного образа (взрослый может обращать внимание ребенка на отдельные элементы предметов, задавать вопросы о сходстве и различии).

2) Учить определять свойства предметов (дети не сразу понимают, что различные предметы могут обладать сходными свойствами; например: «Назови 2 предмета, которые обладают сразу тремя признаками: белый, мягкий, съедобный»).

3) Обучение узнавать объект по описанию возможных действий с ним (например, загадки).

4) Обучение поиску альтернативных способов действия (например, «Что делать, если надо узнать погоду на улице?»).

5) Обучение составлять сюжетные рассказы.

6) Обучение делать логические выводы (например, «Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший?»).

Развитие логического мышления детей.

Для развития логического мышления детей дошкольного возраста используются следующие приемы:

1) Обучение ребенка сравнивать предметы (например, «Найди 10 отличий в следующих картинках»).

2) Обучение ребенка классифицировать предметы (например, игра «Что лишнее?»).

3) Обучение ребенка поиску одинаковых свойств или признаков предметов (например, среди игрушек предложить ребенку найти 2 одинаковые).

Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста:

1) Применение упражнений, направленных на формирование умения делить объекты на классы (например, «Прочитай слова (лимон, апельсин, слива, яблоко, земляника) и назови ягоды и фрукты»).

2) Формирование умения давать определения понятиям.

3) Формирование способности выделять существенные признаки предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания.

Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, – деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения.

Реальный процесс мысли – это всегда процесс познавательный.

Список литературы:

1. Краткий психологический словарь/ под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов-нД, 1998.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Учебное пособие/Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : Омега Л, 2006.

3. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций: Учебное пособие/ А. Л. Тертель. – М. : Проспект, 2006.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учебное пособие/Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн., 1997.

5. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: Учебное пособие/ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Просвещение, 1995.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/myshlenie-formy-svoistva-vidy-sposoby-razvitija-u-detei.html

Последовательное развитие мышления у дошкольников

Виды мышления детей дошкольного возраста

Любопытно наблюдать, как проходит развитие мышления у детей дошкольного возраста.

От 3-х до 7-лет мыслительные способности ребенка делают стремительный скачок от «мышления руками» до умения выстраивать логические цепочки рассуждений.

От младшего дошкольного возраста к старшему меняется ведущий вид мышления, усиливается взаимосвязь речи и мышления дошкольника и формируется умение строить умственные заключения.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте                                                

Детскому мышлению присуще качественное своеобразие, отличающее его от мышления взрослых. Развитие мышления в дошкольном возрасте включено в предметную деятельность. Дошкольник приобретает знания и опыт благодаря действиям. Эти действия складываются в готовые схемы, присваиваются ребенком (интериоризируются) и становятся основой интеллектуальной деятельности.

Но ребенок не только использует готовые связи, знакомые ему по действиям с предметами, а нацелен на установление новых для него взаимосвязей. Дошкольник не просто примеряет детали конструктора; подбирает подходящий предмет, чтобы «покормить» куклу; строит гараж для своей машины – все эти действия требуют анализа, сравнения, обобщения. Т.е., ребенок обдумывает, размышляет.

Колоссальное влияние на процесс мышления оказывает формирование речевых навыков дошкольника. Речь появляется из потребности ребенка общаться и взаимодействовать, а затем она приобретает функции мышления.

В первые годы жизни речь взрослого помогает ребенку организовывать мышление и удерживать его в соответствии с определенной целью. «Какое кольцо в пирамидке будет следующим? Оно подходит?» — задает мама вопросы малышу, и тот в ответ пытается понять, почему одно кольцо подходит, а другие нет.

Формирование активной речи самого дошкольника стремительно меняет условия развития мышления. Теперь ребенок может многое спросить о том, что вызывает его интерес. И появление многочисленных вопросов не заставляет себя ждать.

Получая ответы, малыш выясняет неочевидные для него, скрытые характеристики и связи предметов, а детское мышление приобретает элементы критичности и планирования.

От младшего к старшему дошкольному возрасту меняются внутренние механизмы процесса мышления. Если у маленького ребенка мыслительный процесс запускается действиями, то после 5 лет дошкольник начинает активно оперировать образами.

Основные формы мышления дошкольников

Известнейший исследователь детского интеллекта Жан Пиаже определил весь дошкольный возраст как стадию конкретных операций. Впрочем, данная стадия не завершается поступлением ребенка в школу, а продолжается до 11 лет.

Проживая эту стадию, дети сначала обретают способность строить умственные представления о предметах и явлениях благодаря действиям. Затем они открывают умение представлять образы и действовать с ними во внутреннем плане. И практически на пороге школы у них открывается способность мыслить логически.

Соответственно, от раннего возраста до поступления в школу можно наблюдать, как последовательно развиваются виды мышления у дошкольников с доминированием наиболее свойственного возрасту:

  • Наглядно-действенное
  • Наглядно-образное
  • Словесно-логическое

Каждая последующая форма мышления не вытесняет предыдущую. На каждой возрастной ступени ребенок мыслит и привычным ему способом, и дополняет новыми подходами.

Наглядно-действенное мышление

Еще раз акцентируем внимание, что развитие мышления ребенка запускается действием. «Делаю – наблюдаю за тем, что делаю – кое-что начинаю понимать» — так работает механизм простейших мыслительных процессов. Поэтому он получил название наглядно-действенное мышление.

Мыслительные потуги малыша привязаны к наглядным ситуациям и отражают непосредственные отношения между объектами. Например, черпая кашу ложкой, практически каждый ребенок умышленно, или случайно, переворачивает ложку так, что содержимое падает на стол. Этот простейший эксперимент позволяет ему уяснить, как нужно пользоваться таким столовым прибором.

Следующим открытием станет форма ложки. Оказывается, без вогнутости данного инструмента никак не обойтись, если хочешь съесть суп.

Мыслить для малыша 3-4 лет означает выполнять определенные действия и наблюдать, что происходит, а не вспоминать и размышлять.

Так постепенно наглядно-действенное мышление формируется как открытие предметных связей – между составляющими и характеристиками одного предмета, между разными объектами и пр. Благодаря накапливаемому опыту тип мышления малыша приобретает важные характеристики:

  • отвлеченность
  • обобщенность

Отвлеченность проявляется в том, что ребенок выделяет важный признак и начинает вариативно использовать предметы. Например, только что пластмассовый диск служил рулем воображаемого автомобиля, а вот уже дошкольник применяет его в качестве тарелки, из которой он кормит куклу. В данном случае, форма предмета подсказывает ребенку варианты использования.

Обобщенность мышления заключается в применении одного и того же объекта для разных целей. К примеру, младший дошкольник может сложить в ведерко мелкие игрушки, а затем все вытряхнуть и примерить его в качестве головного убора или использовать как стул.

Наглядно-образная форма

Опыт практических действий является непременной ступенью для развития следующего вида — наглядно образного мышления.

Особенно полезны для развития образного мышления продуктивные виды деятельности. Намереваясь нечто построить, вылепить или нарисовать, ребенок хотя бы отдаленно представляет результат. В этом уже содержится интеллектуальная задача: «Хочу сделать… А как это реализовать?».

На каких признаках нужно сосредоточиться, чтобы нарисовать яблоко? Вероятно, на его круглой форме. А для еще большего сходства с оригиналом стоит добавить хвостик с листочком.

Дошкольник изображает модели тех предметов, которые он видит вокруг. И это возможно только в том случае, если он будет замечать важные характеристики объектов, анализировать, устанавливать различие и сходство с другими предметами.

Важная особенность наглядно образного мышления состоит в том, что ребенок может представлять некий объект и придумывать его образ, используя воспоминания и задействуя воображение.

Отсюда вытекают главные свойства образной формы мышления:

  • подвижность
  • структурная организованность

Благодаря подвижности мышления, дошкольник способен дополнять свои представления. Достаточно показать малышу длинные уши игрушки, и он тут же узнает зайца. Это свойство распространяется на узнавание ребенком любых знакомых ему объектов по видимым элементам.

Структурная организованность мыслительной деятельности ярко проявляется в конструировании. Чтобы соорудить модель из конструктивных деталей, ребенок размышляет о взаимном расположении частей, определяет последовательность соединения. Размышляя, он ищет способы, как создать образ, который соответствовал бы замыслу.

Сюжетно-ролевая игра эффективно развивает образное мышление детей. Именно в подобных играх дошкольники пытаются создавать типичные образы, анализируют и мысленно представляют ситуации, правдиво отражающие реальную жизнь или соответствующие фантастическим сюжетам.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно переплетаются. Ребенком движет познавательная активность. Он экспериментирует, и благодаря действиям и образам открывает взаимосвязи, признаки, характеристики, особенности в окружающем мире. Эти виды мышления приближают дошкольника к пониманию объективных логических законов.

Словесно-логическое мышление

Только к концу дошкольного возраста формируется мышление, основанное на активной работе мыслительных операций с подчинением законам логики. Поскольку такая форма умственной деятельности сопровождается у ребенка постоянными речевыми рассуждениями, вид мышления получил название словесно-логического.

Развитие мыслительных операций у дошкольников начинается на стадии наглядно-действенного мышления. Но в 3-4 года ребенок стихийно выделяет только яркие «бросающиеся в глаза» признаки предметов, которые редко оказываются существенными.

Старший же дошкольник пытается обнаружить в окружающих объектах наиболее существенные и постоянные признаки, активно подключая для этого интеллектуальные операции:

  • анализ
  • синтез
  • сравнение
  • обобщение
  • классификацию

Безусловно, детское логическое мышление использует наглядный материал. И в старшем дошкольном возрасте ребенку сложно даются абстрактные понятия. Что касается конкретных образов или отношений, то старший дошкольник способен рассуждать, выделяя причины и следствия, аналогии, характерные признаки.

Все чаще анализ, сравнение, обобщение дошкольник проводит во внутреннем плане и выдает готовое суждение. Всем знакома ситуация, как мальчишка с видом знатока осматривает сломанную машинку или робота и резюмирует, в чем неполадки.

Это свидетельствует о том, что у ребенка происходит перестройка между практическими и умственными действиями. И хотя ведущим видом мышления детей старшего дошкольного возраста все еще остается наглядно-образное, логический мыслительный процесс прослеживается во многих детских умозаключениях и вопросах.

Иными становятся ожидания ребенка, когда он хочет получить ответ на волнующий его вопрос. Поэтому он обращается к взрослым, которые, по его мнению, обладают экспертным знанием и все аргументировано объяснят.

Нередко вопросы звучат в виде гипотезы, благодаря чему любознательные дошкольники пытаются прояснить причинно-следственные связи.

Например, дети интересуются: «Если солнце «садится» с этой стороны, то почему оно утром «поднимается» с другой?», «Кто придумал пингвина птицей называть?» и т.п.

См. рекомендации по развитию словесно-логического мышления в дошкольном возрасте.

Таким образом, мышление дошкольника связано с конкретными операциями.

На первой стадии формируется умение мыслить с опорой на действия с конкретными предметами, затем ребенок учится представлять образы и связывать с ними свои размышления.

Умственные представления при этом перемещаются во внутренний план, что дает основу логическим рассуждениям и умозаключениям. Но абстрактные понятия дошкольнику все еще не доступны. Они поддадутся усвоению детским умом после 10 лет.

Источник: https://alldoshkol.ru/process/razvitie-myshleniya-u-doshkolnikov

Вид мышления характерный для детей раннего возраста

Виды мышления детей дошкольного возраста

Мышление ребенка развивается по мере его роста. Оно эволюционирует от инстинктивных действий до осознанной деятельности. Особенно интересно наблюдать за тем, как меняется мышление в дошкольном и старшем дошкольном возрасте.

Ведущий вид мышления

Каждый этап взросления человека можно отметить уровнем развития его мышления. На самом раннем временном отрезке маленький ребенок (1.5 – 2 года) взаимодействует с окружающими его предметами. Он развивает наглядно действенное мышление.

В этом возрасте малыш:

  1. Учится действовать с предметами. Бросать, кидать, двигать – набор обычных действий.
  2. Пробует окружающие его объекты на вкус. Кусает, нюхает все, что попадается ему под руку.

Получается, ребенок обучается действовать с окружающими предметами физического мира. Он получает базовые навыки и понятия объектов, которые находятся по близости. Это самый простой уровень мышления, за которым начинается иное восприятие. Оно берет свое начало в младшем дошкольном возрасте.

Важно! Родители обязаны обеспечить своему ребенку безопасное взаимодействие с окружающим его миром. Они создают такие условия, при которых маленький человек не сможет навредить себе: убирают острые и колющие предметы, закрывают углы мебели, прячут хрупкие и ломкие вещи (посуда, смартфоны) в недоступные места.

В дошкольном возрасте

Этот временной промежуток также принято называть младший дошкольный возраст. К нему относят детей из возрастной группы от 3 до 4 лет. К этому времени у ребенка развивается речевой аппарат.

Он начинает оперировать не только при помощи демонстрации объекта, но и его вербализации (озвучивания). Этот возрастной этап тесно связан с наглядно-образным мышлением.

Ребенок проявляет его не только тем, что может назвать объект физического мира, но и представить его. Это хорошо заметно в творчестве:

  1. Дошкольник начинает рисовать более детальные картинки. На них он пробует изобразить солнце, дерево, человека, дом и прочие объекты. Постепенно на них появляются разные детали: одежда, окна и двери, цветы и проч. Все это говорит о развитии наглядно-образного мышления.
  2. Ребенок учит стихи и песни. Конечно, это специальные детские стишки и песенки, хотя дети часто подхватывают и поют взрослые песни. Однако понять содержание, и воспроизвести его, они могут только в произведениях для детей.
  3. Маленький человек начинает лепить и конструировать. Это очень важный этап, который нельзя игнорировать. Через самостоятельное построение объектов дошкольник формирует трехмерную карту мира.

Важно сочетать все три деятельности в равных пропорциях. Это помогает развивать вербальные аппарат, мелкую моторику, а также тренировать само мышление.

Внимание! Часто родители дают своему ребенку планшет. Они считают, что через интернет дети смогут узнать даже больше, чем сидя за листом бумаги с карандашами или выставляя фигуру из кубиков. Это огромное заблуждение.

Сидя за любым экраном (планшет, ноутбук, смартфон, ПК), ребенок получает только визуальный двухмерный видеоряд. Он не может с ним оперировать. В итоге его «карта» физического мира не растет и не формируется.

Настоятельно рекомендуется снизить владение смартфонами и прочими гаджетами до 12 лет.

В старшем дошкольном возрасте

Это временной промежуток с 5 до 7 лет. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают первые навыки социализации. Вместе с этим они продолжают развивать вербальный аппарат. При этом понятия и предметы уже не просто озвучиваются или демонстрируются в творчестве, ребенок учится ими оперировать в уме. Этот тип мышления называется словесно-логический.

В данном возрасте ребенок начинает оперировать абстрактными понятиями, такими как: время, любовь, боль, радость и прочие.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся базовым операциям, которые проходят абстрактно, в голове человека:

  1. Сравнение. Когда ребенок учится находить специфичные признаки в разных предметах и явлениях. Также он может говорить об отличиях в разных вещах.
  2. Обобщение. Сбор разных предметов или явлений по одному или нескольким общим факторам (признакам).
  3. Анализ. Умение разделять общее на более мелкие детали. Например, цветок на лепестки, стебель, корни и листья.
  4. Синтез. Обратная операция, когда по части признаков или деталей можно говорить о едином явлении или вещи. Как пример: колеса, кузов, мотор и руль – это машинка.

Развитие всех четырех базовых операций говорит об уровне развития словесно-логического мышления. Они дают прочную основу для последующей познавательной деятельности ребенка, и его поступлению в младшую школу. Для их развития используют специальную литературу, конструкторы, игрушки и прочие обучающие материалы.

Интересно! Иногда родители ругают своих детей дошкольного возраста за то, что они портят новые игрушки. Ребенок буквально разбирает новенькую машинку или пистолет до винтика. Не стоит винить его в этом.

Таким образом он тренирует словесно-логическое мышление. Закрепляя схемы работы физического мира в собственном мозгу.

Отнеситесь к игрушкам как к расходному материалу, и не сильно ругайте детей за их «деструктивную» деятельность.

Источник: https://vashrebenok.org/intellektualnoe-razvitie/vid-myshleniya-harakternyj-dlya-detej-rannego-vozrasta.html

Виды мышления у детей дошкольного возраста

Виды мышления детей дошкольного возраста

Психология определяет мышление как психологический процесс, который напрямую влияет на речь. Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в развитии мышления. Они очень любознательны, стремятся к новым знаниям.

Наглядно-действенное

«Наглядно действенное мышление, это какой возраст?» — интересуются родители. Этот вид мышления используется малышами преимущественно в возрасте до трёх-четырёх лет. Он связан с практической деятельностью.

Мышление развивать необходимо

Младший ребёнок обязательно:

  • посмотрит, как всё устроено;
  • разберёт и попытается собрать игрушку;
  • откроет и закроет детский ящик;
  • бросит и поднимет какую-то вещь.

К сведению. Мышление ребенка этого возраста развивается с помощью этих действий и постепенно переходит на новый уровень.

Малыши любят все разбирать

Наглядно-образное

Наглядно образное мышление у детей дошкольного возраста осваивается после четырёх лет и является преимущественным примерно до семи лет.

Дошкольник по-прежнему мыслит во взаимосвязи с практическими действиями, но уже периодически начинает отходить от этой связи. Уже нет обязательной потребности потрогать руками новый предмет.

Не требуется постоянной практики в отработке каких-то действий, но ещё сохраняется потребность наглядно представлять или видеть объект, в отношении которого осуществляется действие.

Логическое мышление

Основной период, когда этот вид мышления становится активным, это возраст пяти-шести лет. Ребенок начинает анализировать свои действия, давать им объяснения, становится способным видеть взаимосвязи. Ему уже не нужно видеть предыдущий объект, чтобы выполнить действие.

К сведению. Он способен сопоставить имеющиеся у него знания и практические навыки, провести параллель и выполнить действие с новым объектом. Каждый последующий год эти навыки у ребенка будут совершенствоваться, он будет больше и больше следовать логике.

Логика важная часть развития

Основные мыслительные операции и их развитие

Мыслительные операции это составные части мышления, представляющие собой умственный вид действия. С помощью них человек способен решать мыслительные задачи, стоящие перед ним. Выделяют следующие основные мыслительные операции: синтез и анализ, обобщение и абстрагирование, конкретизация:

  • Суть синтеза заключается в объединении свойств одного или нескольких объектов в одно целое, получение целостного представления из имеющихся знаний о предмете или явлении. Например, воспроизведение сюжета книги или фильма по отдельным главам, частям, эпизодам. Синтез может осуществляться при непосредственном наблюдении за объектами, а может и с помощью только их представлений. Выделяют два вида синтеза: объединение свойств, признаков окружающего мира и объединение составных частей целого объекта. Стоит обратить внимание, что синтез является мыслительной операцией, неразрывно связанной с анализом.
  • Анализ же является операцией, прямо противоположной синтезу, и представляет собой мысленное разделение объекта на его составные части или мысленное выделение у объекта, явления его свойств и черт. У анализа, как и у синтеза, может быть наглядная форма, а может быть форма и без непосредственного наблюдения. Ребенок начинает осуществлять синтез и анализ в первое время только в ходе практической деятельности, пока его увлекает детская игра. Он один разбирает и собирает пирамидку, которая представляет собой систему, состоящую из стержня и колец, собирает башню из кубиков и другое. Со временем эти две взаимосвязанные мыслительные операции из практической области переходят в умственную, которая начинает преобладать.
  • Абстрагирование заключается в выделении одного наиболее важного свойства объекта в конкретной ситуации и отдалении как бы на второй план других свойств. Например, можно отбросить все свойства древесины и выделить только одно – любая древесина, в независимости от породы дерева, не проводит электрический ток.

ИЗО стимулирует развитие

  • Обобщение представляет собой мыслительную операцию, в ходе которой объекты объединяются в одну группу по какому-то одному или нескольким признакам. Важно понимать, что обобщение напрямую связано с абстрагированием, потому что невозможно объединить объекты по определённым признакам, не отодвигая на второй план другие характерные черты. Например, можно обобщить в одну группу всех всеядных животных. Это значит, что придётся абстрагироваться от других характеристик, таких как размер, место обитания, принадлежность к виду и другое, а рассматривать только тип питания. В теоретическом плане обобщение представляет собой формулирование заключения, вывода, подведение итогов. Например, когда студент пишет курсовой проект или проводит исследовательскую работу.
  • Конкретизация это операция, к которой часто прибегают учителя, чтобы привести своим ученикам конкретный пример. Является представлением единичного понятия, имеющего отношение к какому-то явлению, объекту или ситуации. Например, учитель рассказывает про сумчатых животных и их особенности, а приводит в пример (конкретизирует) кенгуру.

  Как обучить ребенка делить и умножать числа

Дети на протяжении периода своего взросления осваивают новые виды мышления и совершенствуют уже имеющиеся. Педагог и родитель должны направить малыша, помочь ему совершенствоваться, определить правильный, верный вектор для развития.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/veduschiy-vid-myshleniya-detey-starshego-vozrasta

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.